Правительство России предлагает дополнить часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ основанием для проведения административного расследования: выявление правонарушения в области действия закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» от 03.07.2016 № 230-ФЗ.
Правительственный законопроект с соответствующими изменениями административного кодекса внесен на рассмотрение Госдумы 24.01.2018 под № 371567-7.
В пояснительной записке к законопроекту его разработчики сообщают, что законом 230-ФЗ запрещаются следующие действия кредитора или выступающего в его интересах лица, направленные на возврат просроченной задолженности:
- психологическое давление;
- унижение чести и достоинства должника и иных лиц;
- применение методов, опасных для жизни и здоровья людей.
Нормы статьи 14.57 КоАП позволяют привлечь к ответственности за названные правонарушения лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату задолженностей (кроме банков), как включенных в государственный реестр коллекторов, так и не включенных ― так называемых серых коллекторов. В отношении «серых» в части 4 этой статьи для нарушителей-физлиц установлен штраф в размере до 500 000 рублей, для юрлиц ― до 2 000 000 рублей, для должностных лиц ― штраф до 1 000 000 рублей или дисквалификация до года.
Однако на практике привлечение к административной ответственности коллекторов всех мастей проблематично. Прежде всего потому, что правонарушения по статье 14.57 не подпадают под случаи, при которых возможно проведение административного расследования, а значит, у судебных приставов нет возможности провести экспертизу и совершить другие действия по сбору доказательной базы.
В результате у уполномоченных на рассмотрение обращения по правонарушению лиц не хватает времени, отведенного до выноса постановления по делу, чтобы реализовать комплекс процессуальных действий, направленных на установление наличия/отсутствия:
- факта правонарушения;
- виновности привлекаемого к административной ответственности лица;
- других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
А если правонарушение связано, например, с раскрытием сведений о должнике и его персональных данных путем их вывешивания на двери подъезда или другом «бойком» месте, то понадобится установление личности правонарушителя, поиск свидетелей, осмотр места совершения административного правонарушения и совершение прочих необходимых времязатратных действий.
Кабмин считает, что возможность проведения административного расследования в отношении правонарушений в сфере защиты прав и законных интересов должников до направления материалов дела в суд сделает борьбу с незаконными методами коллекторов по «выбиванию» долговых средств более эффективной.