В осеннюю сессию Госдума рассмотрит пакет правительственных законопроектов, направленных на введение административной и уголовной ответственности за составление заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для начала правительство предлагает внести коррективы в закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, текущая редакция которого не устанавливает требований к оформлению экспертного заключения по результатам экспертизы поставленного товара, произведенной работы или оказанной услуги (законопроект от 26.06.2018 № 495972-7). С этой целью предусмотрено внесение изменений в часть 7 статьи 41 закона 44-ФЗ, в которой прописаны требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению экспертизы в рамках закупок, и порядку их действий.
После внесения поправок норма будет гласить, что результаты экспертизы оформляются в виде заключения, подписанного экспертом и уполномоченным лицом экспертной организации и содержащего объективные, обоснованные сведения в соответствии с законами РФ. Здесь же будет зафиксировано предупреждение об ответственности за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения. Также предусмотрено, что будут нести ответственность эксперты и экспертные организации, не уведомившие в письменной форме заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (часть 3 статьи 41).
Вторым законопроектом из пакета кабмина — от 26.06.2018 № 495959-7 с поправками в КоАП РФ — предполагается введение следующих мер административной ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере госзакупок:
- для должностных лиц — штраф 30 000–50 000 рублей или дисквалификация на 6–12 месяцев;
- для юрлиц — штраф 100 000–150 000 рублей.
В случае принятия закона по проекту правительства санкции будут закреплены в новой статье КоАП — 7.32.6. Норма будет содержать уточнение, что привлеченные для проведения экспертизы частные специалисты, давшие заведомо ложное заключение, будут нести ответственность как должностные лица.
Правительственные поправки в УК РФ представлены в законопроекте от 26.06.2018 № 495957-7. Для их реализации также потребуется введение новой статьи — 200.6.
Согласно проекту, уголовная ответственность за заведомо ложное экспертное заключение в сфере госзакупок будет наступать в случае нанесения крупного ущерба — больше 2,25 миллиона рублей. За «крупноущербные» ложные заключения кабмин предлагает карать осужденных следующим образом:
- штрафом до 300 000 рублей или до размера годовой зарплаты или иного годового дохода;
- принудительными работами на срок до 1 года;
- лишением свободы на срок до 1 года.
Во всех трех случаях предусмотрена возможность дополнительного наказания в виде дисквалификации с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность (далее — дисквалификационные меры) на срок до 3 лет.
Более жесткие уголовные санкции предлагается ввести за заведомо ложное экспертное заключение, повлекшее:
- тяжкий вред или смерть человека —
- штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей либо в размере заработной платы в период до 3 лет или иного дохода за такой же период с возможным применением дисквалификационных мер сроком до 4 лет;
- принудительные работы на срок до 3 лет с возможным применением дисквалификационных мер на срок до 4 лет;
- лишение свободы на срок до 3 лет с возможным применением дисквалификационных мер на срок до 4 лет;
- смерть двух или более лиц по неосторожности — ограничение свободы, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 4 лет с возможным применением дисквалификационных мер на срок до 5 лет.
Правительство РФ отмечает, что заведомо ложные экспертные заключения способствуют дальнейшим преступлениям, таким как хищения в сфере закупок. А в ряде случаев, например когда предметом закупки являются лекарственные препараты, они несут прямую угрозу здоровью и жизни человека. Поэтому предлагаемые меры ответственности соразмерны потенциальному ущербу, который могут понести страна и ее граждане от заведомо ложных заключений в контрактной сфере, и их реализация послужит эффективным профилактическим инструментом.