Мониторинг закупок осуществляется в целях качественного функционирования системы по наблюдению и проведению контроля в области поставок товара, оказания услуг или выполнения различных видов работ для нужд государства и муниципалитетов. Подробнее о том, для чего необходим мониторинг, рассмотрим в настоящей статье.
Что представляет собой мониторинг закупок
Процесс закупок по договорам, заключаемым с государством, а также положения об их мониторинге предусмотрены в законе «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — ФЗ-44). Так, мониторингом признается система наблюдения, которая функционирует на постоянной основе и включает определенные действия, связанные с получением всесторонней информации по проведению закупок, а именно:
- сбор сведений;
- обобщение полученных данных;
- оценку исследуемых материалов.
Помимо вышеперечисленных составляющих мониторинг содержит информацию о выполнении утвержденных графиков и реализации планов по проводимым закупкам (ч. 1 ст. 97 ФЗ-44).
К целям мониторинга ч. 2 ст. 97 ФЗ-44 относит следующее:
- оценку уровня результатов в процессе достижения задач, определенных законом, по осуществлению процесса закупок;
- оценку целесообразности и обоснованности планируемых и проведенных закупок;
- совершенствование норм и положений законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих систему контрактов в области закупок.
С использованием каких ресурсов осуществляется мониторинг закупок
При проведении мониторинга используются сведения и данные, которые содержатся в Единой информационной системе (ЕИС) (ч. 3 ст. 97 ФЗ-44). Она представляет собой общую электронную базу, расположенную в интернете по адресу: http://zakupki.gov.ru/ (п. 9 ст. 3 ФЗ-44). ЕИС создана для обеспечения исчерпывающей информацией участников контрактной системы в области закупок (ст. 4 ФЗ-44).
На этом портале размещаются все государственные заказы, проводимые с использованием торгов либо без таковых (в случае закупки у единственного поставщика). При этом создание иных подобных ресурсов, не интегрированных с ЕИС, не допускается (ч. 11 ст. 4 ФЗ-44).
Таким образом, получение и оценка информации являются важнейшим мероприятием в системе государственных контрактов, которое осуществляется в целях мониторинга закупок испособствуетсовершенствованию законодательства в данной сфере.