План (график) закупок — правовые основы
Рассказ о том, на какой срок формируется план закупок, лучше начать с небольшого вступления, которое поможет лучше понять, на основе каких документов сформирована представленная информация. Базовым документом, регулирующим сферу закупок специальными юридическими лицами (доля участия государства, региона или муниципального образования в которых составляет более 50 процентов уставного капитала), является закон «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 2 данного ФЗ организация-заказчик обязана утвердить положение, регламентирующее всю ее деятельность в части проведения закупок. Данное положение (с учетом обязательных требований, предусмотренных указанным ФЗ) и является для конкретной организации базовым документом, определяющим конкретные сроки планирования закупок и размещения извещений об аукционах и конкурсах.
Согласно части 5.1 статьи 3 обозначенного ФЗ все договоры на приобретение необходимой продукции (работ, услуг) заключаются на основе такого документа, как план закупок (за исключением продукции, необходимой ввиду чрезвычайных ситуаций, или предметов, информация о которых не подлежит разглашению). План закупок составляется организацией на основе перечисленных документов, а также согласно требованиям постановления Правительства РФ «Об утверждении…» от 17.09.2012 № 932. Данным постановлением утверждена форма плана закупок, а также правила и требования, которые касаются его формирования.
Таким образом, формирование плана закупок производится в срок, который определяется с учетом:
- норм закона № 223-ФЗ;
- утвержденных постановлением Правительства РФ № 932 правил (далее — Правила), требований (далее — Требования) и формы плана закупок;
- требований положения, разработанного в организации.
На какой срок составляется план закупок?
Согласно части 2 статьи 4 обозначенного ФЗ минимальный срок планирования — 1 календарный год. При этом унифицированная форма плана позволяет принимать за единицу планирования как 1 календарный год, так и период в несколько календарных лет.
Разработанный план, согласно пункту 7 Правил, должен быть разбит на месяцы и кварталы. При этом опорной точкой, ввиду требований пункта 5 тех же Правил, служит дата поставки продукции (услуг, работ). Однако при планировании также необходимо учесть следующие сроки:
- отведенные на размещение извещения о проводимом конкурсе или аукционе (примерная дата также подлежит включению в план);
- минимальные 20 дней для подачи заявок согласно части 2 статьи 3 ФЗ;
- предусмотренные для проведения самого конкурса (аукциона) и подписания контракта по его результатам.
Определенную сложность при планировании представляют сделки, срок исполнения которых превышает срок планирования. В таких ситуациях следует руководствоваться пунктом 3 Требований, который определяет, что при планировании длящихся сделок в план закупок включаются все требования до момента полного исполнения контракта. При этом не является нарушением выход сроков исполнения договора за временные рамки плана.
Размещение плана
При формировании плана на следующий год следует обратить внимание и на требования к срокам его размещения в Единой информационной системе (ЕИС), которое, согласно пункту 14 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 10.09.2012 № 908, должно быть выполнено до 31 декабря предыдущего года. При этом тот же пункт указывает, что срок, прошедший с момента утверждения плана до даты опубликования в ЕИС, не может превышать 10 дней.
Корректировка плана
Пункт 8 Правил допускает возможность корректировки плана. Уточняющие мероприятия при этом должны быть выполнены до момента размещения извещения о проведении аукциона (конкурса).
Более того, изменения должны быть внесены в обязательном порядке, если:
- стоимость закупки уменьшается или увеличивается более чем на 10 процентов;
- в существенные условия сделки вносятся коррективы, касающиеся срока приобретения продукции или способа исполнения контракта:
- такой случай предусмотрен положением о закупках или иным документом заказчика.
Что касается публикации любых изменений в ЕИС, то она должна быть произведена в течение 10 дней с момента утверждения.
Коррективы доли закупок у среднего и малого бизнеса
Еще один вопрос, который должен быть учтен при определении сроков планирования, — это соблюдение правила о доле малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок. Данный момент регулируется положением, утвержденным постановлением Правительства РФ «Об особенностях…» от 11.12.2014 № 1352. Основная цель этого положения — установление обязательной доли продукции, которая должна быть приобретена у малых и средних предпринимателей.
Информацию о количестве продукции, приобретаемой у перечисленных субъектов, заказчику необходимо, согласно части 21 статьи 4 ФЗ № 223, разместить до 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным. Подобное исключение сделано ввиду того, что необходимая информация для размещения доступна лишь по завершении предыдущего календарного года.
Особенности закупок отдельных видов продукции
Важно помнить, что если предметом закупок являются лекарства либо инновационная или высокотехнологичная продукция, то планирование должно осуществляться на период от 5 до 7 лет, на что указывает часть 3 статьи 4 ФЗ № 223. Соответственно, составление плана на 5–7-летний период имеет ряд особенностей, которые определены пунктом 2 Требований.
Например, при 5–7-летнем планировании производится разбивка плана только по годам. Причем примерная дата размещения в ЕИС извещения и дата исполнения контракта должны указываться в годовом формате, на что указывает подпункт 3 пункта 2 Требований.
Также особенностью данного плана будет степень подробности содержащихся в нем сведений. Полный их перечень перечислен в пункте 1 Требований, согласно которому они разбиты на 15 блоков (подпункты 1–15 пункта 1 Требований и графы формы плана с соответствующими номерами). Особенности же их указания на каждый последующий год (1-й, 2-4-й, 5–7-й) долгосрочного плана подробно расписаны в пункте 2 Требований.
Например, на 5–7-й годы заказчику в плане необходимо заполнить лишь 6 из 15 имеющихся граф. Причем сведения о предполагаемой закупке будут носить максимально общий характер, позволяющий впоследствии вносить необходимые коррективы.
Помимо сведений о примерной дате размещения извещения и исполнения контракта заказчику необходимо обозначить:
- контактную информацию о себе (название, адрес, телефон, электронную почту);
- порядковый номер закупки, исчисляемый сначала с каждого нового года;
- предмет договора;
- минимальные требования (в том числе технические, качественные и эксплуатационные характеристики продукции), предъявляемые к необходимым ему товарам (работам, услугам).
***
Подводя итог, остается отметить, что вопрос сроков формирования плана может вначале показаться излишне запутанным из-за обилия нормативных актов, прямо или косвенно его регулирующих. Однако систематизированное изложение содержащихся в них требований и указание на весь перечень действующих в данной сфере документов значительно упростят работу сотрудников, осуществляющих планирование закупок.