Централизованные закупки по 44-ФЗ имеют ряд черт, характерных только для этого способа организации торгов. Об особенностях их проведения и расскажет наша статья. Также из нее вы узнаете о преимуществах и недостатках таких торгов по сравнению с закупками, совершаемыми в обычном порядке.
Централизованные закупки (сущность, порядок организации и проведения), функции контрактной службы заказчика
Централизованные закупки — это способ организации торгов, при котором деятельность, направленную на выбор исполнителей условий контракта, осуществляет уполномоченный государственный орган, а не сам заказчик.
Порядок функционирования института централизованных закупок установлен положениями ст. 26 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44. На государственном или муниципальном уровне создается уполномоченный орган, который осуществляет работу по определению исполнителя условий контракта. В некоторых случаях указанные полномочия передаются уже существующим госорганам.
Несмотря на то что, в соответствии с ФЗ № 44, уполномоченный орган наделен правом самостоятельного определения подрядчика, он не может:
- определять условия контракта;
- устанавливать начальную цену для ведения торгов;
- выполнять обоснование проведенной закупки.
- подписывать контракты.
Указанный функционал закрепляется за контрактной службой заказчика даже в том случае, если закупка является централизованной.
Преимущества и недостатки централизованных закупок в сравнении с децентрализованными
Основываясь на практических результатах деятельности уполномоченных государственных органов, можно выделить следующие плюсы и минусы централизованных закупок:
- Плюсы:
- экономия бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
- высокий уровень квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличие у них узкоспециализированных знаний позволяет достичь максимального эффекта от проведения закупки;
- упрощение процедуры проведения государственного контроля при организации и осуществлении торгов.
- Минусы:
- объединение схожих нужд заказчиков в единую закупку влечет за собой существенное увеличение объема работы, которую нужно выполнить по условиям контракта (этот фактор становится причиной для отказа многих потенциальных исполнителей от участия в торгах, что влечет за собой снижение уровня конкуренции между участниками);
- увеличение срока исполнения закупок.
Таким образом, централизация закупок, предусмотренная положениями ФЗ № 44, позволяет снизить нагрузку на заказчиков и усилить государственный контроль за проведением закупок, но в то же время может повлечь за собой снижение уровня конкуренции и увеличение срока проведения торгов для отдельных заказчиков.