Внесение изменений в план закупок — вопрос, который в силу различных причин может возникнуть у любой организации-заказчика. О том, как правильно выполнить внесение изменений в планы закупок, расскажет предлагаемая статья.
Какие процедуры подлежат выполнению в случае внесения в график изменений
Согласно ч. 2 ст. 4 закона «О закупках» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, план закупки должен утверждаться на период не менее 1 года. А если речь идет об особой продукции (лекарствах, инновационных или высокотехнологичных товарах), то и вовсе на период от 5 до 7 лет, на что указывает ч. 3 ст. 4 закона 223-ФЗ.
Даже сама форма графика, которая предусматривает лишь указание примерных дат заключения контрактов в формате год и месяц (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932), указывает на возможность внесения в него при необходимости коррективов.
Алгоритм внесения изменений в план закупок строится следующим образом:
- Принятие заказчиком решения о необходимости корректировки закупочного графика (изменение производственной, инвестиционной, ремонтной программы, изменение цен на продукцию и т. д.).
- Подготовка проекта изменений в закупочном графике.
- Утверждение проекта изменений руководством организации-заказчика.
- Размещение изменений на портале закупок в интернете (ЕИС) для всеобщего ознакомления.
Первые 3 процедуры проводятся внутри организации на основании Положения о закупках, наличие которого необходимо в силу требований ч. 1 ст. 2 закона 223-ФЗ. Что же касается требований к данным процедурам, то о них лишь упоминают пп. 5 и 10 обозначенных Правил, согласно которым сроки и порядок подготовки (утверждения) плана (внесения в него коррективов) определяются заказчиком самостоятельно, с учетом требований законодательства, которые будут перечислены ниже.
Требования законодательства к внесению изменений в закупочный график
Примерный перечень причин для корректировки графика упомянут в п. 8 обозначенных Правил. К ним относятся:
- колебание стоимости продукции, которую необходимо приобрести, более чем на 10%, в результате чего осуществление закупки становится невозможно в силу недостаточности выделенных средств;
- изменение существенных условий планируемой к осуществлению сделки (например, корректировка способа закупки, сроков поставки и т. д.).
Необходимо отметить, что обозначенный п. 8 Правил указывает лишь на некоторые из возможных причин корректировки графика. Тогда как Положением о закупке может быть предусмотрен более подробный список ситуаций, когда требуется внесение изменений в закупочный план.
Что касается сроков подготовки изменений, то конкретных периодов для выполнения всех процедур законодательством не предусмотрено. Единственный момент, который необходимо соблюсти, — это требования п. 9 Правил, согласно которым корректировка графика допускается лишь до момента размещения в ЕИС извещения о проведении конкретной закупки.
Корректировка графика (как удалить из него или добавить закупку)
Технические вопросы внесения изменений в график урегулированы Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Согласно п. 14 Положения, период с момента утверждения плана (изменений в нем) до размещения его в ЕИС не должен превышать 10 дней.
Каких-либо иных временных ограничений в отношении публикации графика на портале закупок не предусмотрено, следовательно, изменения могут вноситься в течение всего календарного года либо более продолжительного периода.
Удаление или добавление закупки
Согласно пп. 2–4 обозначенного положения, график закупок, а также любые изменения в нем размещаются на портале закупок с помощью программных средств, имеющихся в ЕИС. Любые вносимые документы подтверждаются электронной подписью представителя заказчика, уполномоченного на внесение подобной информации.
Все изменения готовятся в формате электронного документа, который согласно пп. 15 и 16 Положения может быть структурирован с помощью программных средств ЕИС либо загружен в виде графического образа, выполненного другими программными средствами. Для подготовки изменений используется стандартная форма, являющаяся приложением к постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.
Пункт 18 Положения указывает, что изменения в график будут считаться выполненными правильно, если заказчик поместит электронный документ в скорректированной редакции, а также укажет перечень внесенных поправок.
Таким образом, при внесении поправок от заказчика требуется:
- подготовка и размещение плана в новой редакции с учетом вносимых изменений;
- размещение документа, в котором перечислены по пунктам все внесенные поправки.
При внесении поправок необходимо помнить, что все предыдущие редакции плана должны быть сохранены в неизменном виде, на что указывает п. 6 Положения. Соответственно, самостоятельное внесение заказчиком коррективов в уже размещенные графики не допускается.
Что же касается удаления какой-либо информации, то согласно п. 7 Положения подобная процедура возможна лишь по решению исполнительных органов власти или суда.
***
Подводя итог проделанному анализу, отметим, что внесение изменений или дополнений в закупочный график — это вполне рабочая ситуация, которая, однако, требует аккуратности, внимательности, а также соблюдения ряда формальных требований. Указание на точную последовательность действий, необходимых для корректировки графика, значительно упростит решение этого вопроса на практике.
Обязательно ли издавать отдельным документом приказ об утверждении или изменении плана закупок или можно утвердить распечатанную с сайта закупок заполненную форму плана? В какие сроки вносить изменения в план закупок, если в течение года вносятся изменения в план ФХД?