Когда можно отправлять претензию онлайн
По общим правилам закон разрешает отправить претензию по обычной почте, электронной почте, факсу или другим способом. Но нужно соблюсти важные условия:
- В сообщении указываются точные сведения об отправителе и получателе. Нужно направлять претензию на тот адрес электронной почты, который указан получателем, например в договоре, либо на официальном сайте в интернете. Направляйте письмо с почтового ящика, закрепленного за организацией, либо с личного почтового ящика и не забывайте указывать, от кого документ (п. 65 постановления Пленума Верховного суда России от 23.06.2015 № 25).
- Договор с получателем претензии не должен запрещать направление такого рода документов по электронной почте. В договоре часто указывают сведения о том, как должно происходить разрешение споров. Например, допускается отправка исключительно бумажных претензий, возможность направления электронных бумаг исключена. В таких случаях направить претензию онлайн по электронной почте не получится. Внимательно изучите договор, и если он не запрещает направление претензий в электронной форме, отправляйте документ онлайн.
Важно! На этапе заключения договора рекомендуем прописать, как именно будут направляться письма. Если вы хотите направлять их по электронной почте, прямо укажите это в соглашении, уточнив электронные адреса обеих сторон. Если договор уже заключен, составьте к нему дополнительное соглашение, в котором уточните этот момент.
Как найти адрес для отправки претензии по электронной почте
Обычно вся информация, включая цифровой адрес нарушителя, указываются в заключенном договоре. Соответственно, в первую очередь название электронной почты стоит посмотреть именно в нем. В иных случаях адрес электронной почты можно поискать на официальном сайте предпринимателя или юридического лица. Например, на главной странице интернет-магазина должна размещаться полная контактная информация о нем.
Напомним, что адрес электронной почты должен быть достоверным и принадлежать именно получателю претензии.
Кратко о правилах составления претензии
Письменное требование подготавливается в свободной форме и должно включать:
- контакты отправителя и получателя: Ф.И.О. физического лица или ИП либо наименование и ОГРН юридического лица; место проживания ИП или физического лица либо место нахождения организации; адрес электронной почты, номер телефона;
- понятное изложение доводов со ссылками направовые нормы;
- требование к контрагенту;
- банковские реквизиты, если предъявлено требование о перечислении денежных средств;
- информацию об ответственности за игнорирование претензии и предупреждение, что в случае невыполнения требований вы обратитесь в суд.
Как подтвердить факт отправки претензии по электронной почте
Письмо считается отправленным по электронной почте при соблюдении следующих условий:
- Адрес e-mail действительно принадлежит получателю, и это можно доказать. Например, когда он размещен на официальном сайте или получен из других доступных источников (договор, визитки).
- Имеется уведомление почтового сервиса о доставке письма.
Если эти условия соблюдены, письменное требование признается отправленным (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).
Сроки для ответа
Срок для ответа зависит от содержания договора и вида претензии, законодательного регулирования.
Например, претензия по факту нарушения интеллектуальных прав должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента отправки (ч. 5.1 ст. 1252 ГК РФ). При предъявлении требования потребителя о возврате товара или пропорциональном снижении его стоимости ответ должен поступить не позже 10 дней (ст. 22 закона № 2300-1).
Если по истечении установленного законом или договором срока от нарушителя не поступит информация либо будет представлен ответ с отказом от исполнения предъявленных требований, нужно обращаться в суд с иском.
* * *
Таким образом, претензию можно отправить по электронной почте, это не запрещено законом. Но чтобы избежать проблем,нужно изучить, допускает ли договор возможность направления претензии в электронном виде, а также удостовериться, что электронный адрес получателя правильный.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Досудебные претензии».