Должностные инструкции медицинских работников

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Должностные инструкции медицинских работников 2015-2016 года, как и ранее, разрабатываются с учетом того, какую специализацию имеет сотрудник и к какой категории (средний медперсонал, врачи и т. д.) он относится. Об особенностях составления должностных инструкций медработников расскажем в статье далее. 

Кто такие медицинские работники?

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» уточняется, что медработник — это гражданин (физическое лицо или ИП), который имеет медицинское образование и осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с возложенными на него обязанностями в какой-либо организации здравоохранения.

По общему правилу всех медицинских работников подразделяют на 3 большие группы:

  • высшее звено;
  • среднее звено;
  • младшее звено.

К высшему относится медицинский персонал с дипломом о высшем образовании (врачи). Среднее звено включает в себя служащих лечебных учреждений имеющих среднее специальное образование (медсестры). Младший медицинский персонал — это санитарки, младшие медсестры и иные работники, в обязанности которых, как правило, включается уборка помещений и помощь в уходе за больными.

Должностная инструкция медработника

Должностная инструкция медицинских работников, как правило, включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения
    В этой части документа указывается наименование должности и подразделения — места работы сотрудника в соответствии с утвержденным на предприятии штатным расписанием. Здесь же прописывается порядок назначения и освобождения от должности, а также вопрос замещения служащего в случае его отсутствия.

  2. Обязанности
    Данный раздел заполняется в соответствии с направлением деятельности медработника (например, медсестра хирургического отделения, врач-педиатр и пр.). Однако есть и общий круг должностных обязанностей (предусмотренный статьей 73 ФЗ № 323-ФЗ), характерный для большинства медработников:
    • оказание медпомощи в соответствии с имеющейся квалификацией и полученными знаниями;
    • соблюдение врачебной тайны;
    • совершенствование профессиональных навыков;
    • назначение лекарственных препаратов и выписывание их на специальных рецептурных бланках.

    В главе 9 закона № 323-ФЗ также указывается, что медработник раз в 5 лет должен проходить аккредитацию, по результатам которой будет выявлено, подтверждает ли он свой уровень специалиста. Причем этот пункт можно отнести одновременно и к обязанностям (так как без получения соответствующего документа медработник не может осуществлять свою деятельность), и к правам служащего (если он не желает далее осуществлять лечебную практику, то может аттестацию не проходить).

  3. Права
    Медицинские работники обладают комплексом прав, которыми они наделяются для надлежащего исполнения возложенных должностных обязанностей. Некоторые из них перечислены в статье 72 ФЗ № 323-ФЗ:
    • право на осуществление профессиональной переподготовки и повышение квалификации за счет работодателя;
    • право на прохождение аттестации в порядке, установленном законом;
    • право на соответствующие условия труда, которые должен организовать работодатель;
    • право на страхование рисков профессиональной детальности;
    • право на участие в некоммерческих организациях.

  4. Ответственность
    Данный раздел должен включать в себя перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен работник за неисполнение возложенных на него обязанностей и нарушение требований законодателя. При этом речь может идти как об административной, так и об уголовной или материальной ответственности.

    Это лишь примерный план должностной инструкции медработника. С учетом специфики деятельности и места работы (больница, морг и т. д.) в текст документа могут быть включены и дополнительные условия. Для примера ниже мы рассмотрим два важных раздела, которые по своему желанию работодатель вправе также включить в текст должностной инструкции.

Ограничения, которые налагает на медработников законодатель

В должностную инструкцию медработника желательно включить раздел, посвященный ограничениям, налагаемым на медицинских работников. Довольно часто уполномоченные лица данный раздел не включают в текст инструкции, аргументируя это тем, что знакомят сотрудника с ограничениями иным способом. Однако во избежание недоразумений между администрацией лечебного учреждения и сотрудником лучше все же прописать все ограничения в инструкции.

Законодатель перечисляет все запреты в статье 74 ФЗ «Об охране здоровья». После принятия закона статья вызвала неоднозначную реакцию, однако чуть позже она стала своеобразной настольной книгой для служащих медицинских организаций. Итак, что же запрещается сотрудникам учреждений здравоохранения (имеются в виду организации или их представители, которые занимаются производством/реализацией лекарств и медизделий, аптеки и т. п.)?

  1. Принимать от представителей фармацевтических предприятий денежные средства на оплату отдыха, развлечений и пр. за исключением случаев, когда данная сумма является вознаграждением медработника за проведение опытов или осуществление преподавательской деятельности.
  2. Подписывать соглашения с представителями фарморганизаций о том, что медработник будет назначать препараты, выпускаемые определенным предприятием, своим пациентам (исключением может быть лишь проведение клинических испытаний).
  3. Брать от предприятий образцы выпускаемой или реализуемой ими продукции для того, чтобы предлагать их пациентам (исключение — проведений испытаний этих продуктов).
  4. Заведомо скрывать от граждан, проходящих у медработников лечение, полную информацию о лекарственном средстве или не сообщать об имеющихся аналогах лекарств.
  5. Выписывать рецепты лекарств на бланках, которые содержат в себе рекламу препаратов.
  6. Принимать у себя представителей организаций, за исключение случаев, разрешенных локальными актами медицинских учреждений.

Несоблюдение данных запретов может повлечь за собой уголовную или административную ответственность.

Урегулирование конфликта интересов

Должностная инструкция является своеобразной настольной книгой для сотрудника, поэтому в документе нелишне будет отразить и информацию о конфликте интересов врача и пациента, который может возникнуть в ходе осуществления медработником своей деятельности.

Пример из практики: И., работая в должности акушера-гинеколога, назначала своим пациенткам при выявлении кандидоза лекарство N; кому-то оно помогало, кому-то нет, и продолжалось все это до той поры, пока одна из женщин не решила сдать препарат на экспертизу. Согласно заключению эксперта, в составе лекарства содержались вещества, которые при длительном применении способствовали появлению и развитию раковых клеток; его же эффективность при лечении кандидоза была минимальна. После того как было проведено внутреннее расследование, администрация лечебного учреждения выяснила, что за назначение данного препарата врач получала процент от аптеки (продавался он только в одной аптечной сети). В итоге врач была уволена и в отношении нее завели уголовное дело.

При этом в должностной инструкции врача не было ни слова сказано о том, что она может нести ответственность за сотрудничество с фармкомпаниями. Администрация медицинской организации считала, что работник должен сам ознакомляться с нормативными актами, касающимися сферы его деятельности.

Между тем, чтобы избежать конфликта интересов, достаточно указать в должностной инструкции медработника дополнительный раздел, который так и будет называться — «Конфликт интересов», и отразить в нем следующие пункты:

  1. При возникновении в деятельности сотрудника ситуации, ведущей к конфликту интересов, он должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменном виде.
  2. Руководитель в срок не позже 7 рабочих дней должен довести ситуацию до главного врача.
  3. В случае если со стороны непосредственного руководителя не поступило никаких действий на заявление работника, он вправе напрямую обратиться к главному врачу.
  4. До поступления указаний от вышестоящего руководителя (главного врача) никаких самостоятельных действий по разрешению конфликта работник предпринимать не должен.

Помимо включения в текст должностной инструкции положений о конфликте интересов желательно также издать соответствующий локальный акт за подписью главного врача, в котором будут описаны:

  • ситуации, которые подпадают под конфликт интересов;
  • порядок действий медицинского персонала при возникновении таких ситуаций;
  • ответственность в случае несоблюдения требований законодательства.

Порядок разработки и принятия должностной инструкции медработника

Должностная инструкция медработника разрабатывается сотрудником отдела кадров или ответственным за охрану труда на производстве. Текст документа в обязательном порядке согласовывается с непосредственным руководителем работника и подается на утверждение главному врачу.

Медицинский персонал ознакомляется с бумагой непосредственно при трудоустройстве, подтверждая этот факт на специальном листе подписью с указанием даты ознакомления. В случае внесения изменений в текст инструкции служащий должен быть об этом уведомлен, т. к. иначе все корректировки не будут иметь юридической силы.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал