Должностная инструкция учителя - образец

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Должностная инструкция учителя — документ, который определяет права, обязанности и требования, установленные для данной должности в конкретном образовательном учреждении. Разберемся, кто и как составляет этот документ и какими образцами при этом можно руководствоваться. 

Зачем нужна должностная инструкция учителя?

В отличие от трудового договора, обязательного составления инструкции законодательство не требует. Тем не менее наличие такого документа может оказаться крайне полезным.

  1. Должностная инструкция закрепляет квалификационные требования, установленные для должности учителя. В частности, в ней может быть закреплено требование о непременном наличии высшего или среднего образования по соответствующей специальности. Поскольку же инструкция составляется не для конкретного лица, а для должности, она действительна для всех, кто когда-либо станет эту должность занимать, что исключает споры о предвзятости отношения к кандидату, которого в школу учителем не взяли.
  2. Она четко очерчивает круг прав и обязанностей, которые имеются у специалиста на данной должности. Это полезно как для самого работника (он знает, чего от него могут потребовать), так и для его руководства (оно имеет возможность знать, за что конкретно можно спрашивать с лица, занимающего должность учителя).
  3. Должностная инструкция может содержать в себе конкретизацию правил, касающихся аттестации, премирования и дисциплинарного наказания учителей. Разумеется, все эти нормы можно устанавливать и локальными актами учреждения (например, приказами директора, уставом школы, правилами внутреннего распорядка и т. п.), однако ситуация, когда обе стороны — и работник, и работодатель — четко знают существующие «правила игры», намного удобнее для управления.
  4. Если новый учитель находится на испытательном сроке, требования должностной инструкции позволят объективно оценить, прошел он испытание или нет.
  5. Наконец, при наличии большого штата педагогических работников в школе инструкции для каждой должности позволяют оптимизировать их трудовые обязанности и подчиненность.

Обязательных требований к должностной инструкции закон не предусматривает, однако при разработке документов такого рода крайне желательно руководствоваться ГОСТами, касающимися оформления документации. В частности, полезен будет ГОСТ Р 6.30-2003. Несмотря на то что он введен постановлением Госстандарта еще в 2003 году, его положения до сих пор актуальны.

Виды должностных инструкций для учителей

Для того чтобы подготовить должностную инструкцию учителя, вначале необходимо разобраться, кому адресуется этот документ. Ведь школьные учителя могут подразделяться на две категории в зависимости от преподаваемых предметов:

  1. Учителя начальных классов. В силу относительно малого возраста учеников от учителя там требуется знание возрастной психологии. При этом учитель начальных классов ведет обучение сразу по нескольким предметам.
  2. Учителя-предметники, на которых возложены обязанности по преподаванию лишь какого-то конкретного предмета. При этом преподавание ведется в нескольких классах.

Если же учитель является также классным руководителем и/или административным работником (завучем или директором школы), к нему помимо учительской должностной инструкции применяется инструкция административного работника и/или классного руководителя.

Требования к должностной инструкции учителя начальных классов

Ну а теперь поговорим о том, как именно составляются должностные инструкции для учителей. И начать наиболее логичным будет с учителя начальных классов. Специфика этой должности состоит в том, что именно на учителя начальных классов возложена обязанность по первичной социализации ребенка в школе, а также по закладке основ, на которых строится преемственность начального и среднего образования.

При этом нужно отметить, что в некоторых школах практикуется дополнительное преподавание некоторых предметов (например, информатики или иностранного языка) начиная с первого класса. В том случае, если обязанности преподавания такого предмета возложены на учителя, ведущего начальные классы, этот факт должен быть отражен в его должностной инструкции.

Должностная инструкция учителя начальных классов обычно состоит из нескольких частей:

  1. Вводной, содержащей общие требования к учителю. Здесь указываются нормативные акты, которыми должен руководствоваться учитель, квалификационные требования к нему, а также порядок его назначения и увольнения.
  2. Перечня должностных обязанностей в соответствии с квалификационными требованиями.
  3. Описания прав, которыми по закону наделен учитель. Здесь при подготовке текста инструкции можно как полностью перечислить все конкретные права, которыми наделен педагогический работник по закону, так и ограничиться общим указанием на то, что учитель имеет право на меры дисциплинарного воздействия по отношению к ученикам, участие в работе педсовета школы в соответствии с Уставом, свободу выбора конкретных методов обучения в пределах, установленных нормативами, и т. п.
  4. Определения ответственности, возложенной на учителя. По закону учитель может отвечать как за надлежащее исполнение своих обязанностей, так и за сохранность имущества школы, учеников и коллектива работников учреждения, безопасность учащихся и т. д. Особо нужно отметить, что учитель несет ответственность по закону за применение недозволенных мер воздействия на учеников. В частности, категорически запрещены любые дисциплинарные меры, способные причинить вред физическому или психическому здоровью учащихся, унижающие достоинство и т. п.

Должностные обязанности, предусмотренные для учителя начальных классов, включают в себя помимо обучения:

  • воспитание детей с учетом их возрастных особенностей;
  • составление рабочих программ;
  • обеспечение подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС;
  • оценку результатов, достигнутых учениками;
  • контроль наличия у детей рабочих тетрадей, а также проверку учебных заданий, выполняемых в этих тетрадях;
  • организацию (при содействии школьного библиотекаря) внеклассного чтения для учащихся 1–4 классов.

Кроме того, как и на любого другого педагогического работника, на учителя начальных классов возлагается обязанность по обеспечению безопасности для детей в то время, пока они находятся на территории школы или участвуют в школьных мероприятиях.

Образец должностной инструкции для учителя начальных классов вы можете найти на нашем сайте.

Должностная инструкция учителя-предметника

Для учителя, занимающегося преподаванием какого-либо одного учебного предмета (как правило, речь идет о преподавании в 5–11 классах), должностная инструкция будет иметь ту же структуру, что и для учителя начальных классов. Разница состоит лишь в объеме основных должностных обязанностей, которые возлагаются на этого специалиста. К ним в первую очередь относятся:

  • преподавание предмета в соответствии с установленными требованиями;
  • выбор программ и методов преподавания, обеспечивающих наилучшее качество при усвоении учениками знаний;
  • планирование учебного процесса, составление рабочих программ и иной документации, требуемой от учителя;
  • обеспечение учащимся возможности подтвердить достигнутый уровень образования;
  • проведение контрольных работ и работ над ошибками, выявленными в ходе проведения контрольных;
  • проведение минимум 2 внеклассных мероприятий по своему предмету в течение каждого учебного года.

В зависимости от специфики школы и уровня обучения на учителя-предметника могут быть возложены и другие профессиональные обязанности.

Требования к составлению инструкций

При подготовке текста должностной инструкции следует исходить из следующих требований:

  1. Должностные обязанности должны быть физически выполнимыми. Зачастую руководители учреждений поддаются соблазну вписать в инструкцию для работника как можно больше пунктов, в результате чего учитель, пусть даже и имеющий нужную квалификацию, может просто не иметь ни времени, ни сил на то, чтобы выполнить требования инструкции полностью. Такое положение нельзя считать допустимым.
  2. Детализация обязанностей должна соответствовать их важности. В противном случае может сложиться ситуация, когда ознакомленный с инструкцией учитель все силы отдаст исполнению четко описанных обязанностей, оставляя без внимания те, которые сформулированы обобщенно.
  3. Если есть возможность, обязанности должны содержать указание на то, какие конкретно показатели должны быть достигнуты при исполнении обязанностей. Это позволит максимально четко определять, насколько хорошо учитель справляется со своей работой.
  4. Значимость каждой из должностных обязанностей четко определена (местом в порядке перечисления либо каким-то иным способом). Это позволяет руководству объективно контролировать профессиональную деятельность учителя.
  5. Инструкция должна побуждать педагога повышать уровень своей квалификации.
  6. Инструкции должны быть по возможности единообразными.

Ориентирами при разработке инструкций для учителей должны служить следующие нормы:

  • квалификационные требования к педагогическим работникам, утвержденные на федеральном уровне;
  • ФГОС;
  • положение, на основе которого действует школа;
  • устав школы;
  • нормативные акты федерального/регионального/местного уровня, касающиеся деятельности учителей.

Исполнение этих требований позволяет не только соблюдать нормы законодательства, но и лучше организовать деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения.

Где взять образец должностной инструкции учителя?

Для того чтобы разработать инструкцию для учителя, может потребоваться образец. Есть несколько способов его получить:

  1. В том случае, если образцы разрабатываются централизованно отделом образования, можно воспользоваться разработанными им вариантами.
  2. Достаточно часто инструкции выкладываются на официальных сайтах образовательных учреждений. В том случае, если тип учреждения совпадает, можно воспользоваться тем, что подготовили коллеги.
  3. Немало образцов можно найти на профессиональных сайтах, форумах и других ресурсах, созданных учителями или для учителей. Однако нужно при этом помнить, что в таком случае есть риск наткнуться на образец, основанный на устаревших нормах закона.

Разработка и применение должностных инструкций для учителей

Разработкой инструкций должна заниматься администрация школы. Хотя на практике эти документы часто готовят в местных отделах образования, в итоге каждый конкретный документ все равно должен быть адаптирован под конкретное учреждение и утвержден приказом директора по школе. После утверждения каждый учитель — как уже работающий, так и вновь принимаемый на работу — знакомится с содержанием соответствующей должностной инструкции под подпись.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал