Должностная инструкция товароведа разрабатывается для специалиста, осуществляющего контроль за товарооборотом в предприятиях торговли. В ней содержатся сведения, касающиеся функциональных обязанностей, прав и ответственности специалиста. Более детально о должностной инструкции товароведа поговорим далее.
Структура должностной инструкции для товароведа
В торговой сфере товароведу отводится одна из ведущих ролей, ведь от профессионализма этого специалиста зависит очень много. В своей работе он руководствуется в первую очередь положениями своей должностной инструкции (далее — ДИ), которая содержит как минимум 4 раздела:
- Обще положения.
- Обязанности товароведа.
- Права.
- Ответственность.
Это типовая структура ДИ товароведа, на основании которой можно разработать свою — уже с учетом специализации конкретной организации. Ведь данная должность востребована как в пром- и продмагах, так и в торговых компаниях или на складах.
Общие положения
Теперь давайте знакомиться с разделами документа более подробно. В первом разделе ДИ оговариваются общие вопросы, касающиеся категории, к которой относится эта должность (это категория «Специалисты»), и уровня образования, которое должно быть не ниже среднего профессионального. Здесь же говорится о замещении товароведа на период его отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам.
Отдельное внимание уделяется вопросам, связанным со знаниями, которыми должен обладать сотрудник, и нормативными актами, которыми он должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Например, может быть сказано, что товаровед:
- должен разбираться в стандартах, характеристиках, условиях приема, эксплуатации и хранения товара;
- должен быть знаком с типовыми формами учетной документации, правилами составления отчетности и другими подобными нюансами, присущими торговой сфере;
- руководствоваться в своей работе приказами/распоряжениями руководства, своей ДИ, уставом компании и иными локальными нормативными актами.
Должностные обязанности товароведа
Следующим разделом инструкции является тот, в котором оговариваются обязанности специалиста. К их числу относятся:
- проведение анализа рынка, исследование факторов, оказывающих влияние на спрос, реализацию продукции и покупательную способность граждан;
- изучение потребительского спроса и разработка мероприятий для его стимулирования и дальнейшего развития;
- прогнозирование спроса на товары и объемов их продаж;
- осуществление контроля за поступлением и сбытом товаров, а также их плановыми и фактическими показателями;
- составление планов по товарному обеспечению;
- определение требований к товарам, касающихся их соответствия качественным стандартам, техусловиям, заключенным договорам и т. п.;
- участие в составлении претензий и рекламаций в случае получения товаров несоответствующего качества;
- участие в подготовке ответов на претензии со стороны поставщиков, заказчиков, покупателей;
- осуществление контроля за выполнением обязательств по договорам, заключенным с контрагентами;
- поддержание постоянной связи с поставщиками/потребителями;
- оформление документов при получении и отгрузке товаров;
- ведение оперативного учета поступления и реализации продукции;
- осуществление контроля за товарными запасами/остатками на складе;
- участие в проводимых в компании инвентаризациях;
- участие в ценообразовании;
- внедрение новых методов работы с товарными запасами;
- своевременное составление необходимой отчетности и пр.
О правах товароведа
Третий раздел инструкции товароведа рассказывает о правах, которые предоставляются такому специалисту. Обычно речь идет о праве:
- внесения на рассмотрение руководством решений, связанных с улучшением рабочих условий;
- ознакомления с проектами решений работодателя по вопросам, непосредственно связанным с трудовой деятельностью товароведа;
- требования от вышестоящего начальства оформления всей необходимой для исполнения положений ДИ документации;
- требования создания необходимых условий для полноценного осуществления своих функциональных обязанностей, сохранности документов и товарно-материальных ценностей;
- отказа от исполнения своих обязанностей в случае возникновения ситуаций, представляющих опасность для жизни/здоровья;
- принятия самостоятельных решений и подписания документов в переделах своих полномочий;
- обращения к руководству с предложениями по поводу совершенствования методов работы (как своей, так и компании в целом);
- предоставления руководству информации в случае выявления недостатков в работе компании и принятия мер к их устранению;
- повышения своей квалификации;
- представления при необходимости и в пределах своих полномочий интересов компании в сторонних организациях и госорганах;
- запроса в структурных подразделениях (если таковые имеются) нужной информации в пределах своей компетенции или обращения к специалистам других отделов для ее получения.
Ответственность товароведа
В четвертом разделе ДИ товароведа содержится информация, касающаяся его ответственности. Таковая может наступить в случаях:
- неисполнения или недолжного исполнения обязанностей, предусмотренных ДИ;
- неисполнения приказов/распоряжений руководства;
- разглашения коммерческой тайны и иной информации, являющейся конфиденциальной;
- нарушения дисциплины и правил внутреннего распорядка, действующих в компании;
- нарушения требований техники безопасности и пожарной безопасности;
- предоставления руководству, контрагентам, потребителям заведомо недостоверных сведений;
- причинения ущерба компании.
В заключение напомним, что ДИ составляется в 2 экземплярах (для каждой из сторон). Ознакомление с ее положениями претендента на должность товароведа должно произойти до момента подписания с ним трудового договора. При этом факт ознакомления должен быть подтвержден подписью сотрудника.