Должностная инструкция педагога-психолога - образец

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Должностная инструкция педагога-психолога — это документ, раскрывающий обязанности, квалификационные требования и другую необходимую информацию, которая описывает служебное положение данного специалиста в организации. Разберемся, как составляется инструкция и как пользоваться готовыми образцами подобных документов.

Кто такой педагог-психолог?

Профессия педагога-психолога относительно молода. Впервые эта должность появилась в образовательных учреждениях в начале 1990-х годов. О том, что многие проблемы в учебе и жизни детей имеют психологическую природу, известно было давно, но именно тогда работу с детьми специалиста в этом направлении поставили на профессиональную основу. Теперь должность педагога-психолога — неотъемлемая часть штата многих детских учреждений: школ, летних лагерей, детсадов и т. д.

Должностная инструкция педагога-психолога - образец

Нужно также сразу отметить: психолог — это не психиатр. Если проблемы ребенка слишком глубоки и рассматриваются уже как серьезные расстройства — ему требуется не психологическая, а медицинская помощь (в частности, прием специфических препаратов). Психолог не имеет медицинского образования и соответствующего рода помощь не оказывает. Впрочем, такого рода заболевания не слишком распространены, поэтому психиатрическая помощь детям и подросткам оказывается не в школе, а в медицинских учреждениях.

Также не нужно путать педагога-психолога и педагога-дефектолога. Дефектолог работает с детьми, чьи психологические проблемы возникают из-за психических (к примеру, глубокая умственная отсталость) или соматических заболеваний (таких как недостаток зрения, глухота и т. д.). Психолог же в основном имеет дело со здоровыми детьми и подростками, не нуждающимися в глубокой коррекционной работе.

Работа педагога-психолога состоит в том, чтобы ненавязчиво и мягко скорректировать духовное развитие ребенка, помочь ему решить проблемы в учебе и общении со сверстниками, при необходимости — найти причины излишней зажатости или, напротив, агрессивности ребенка в школе или детском саду. Этот специалист также налаживает внутренние взаимоотношения в коллективе, улучшает психологический климат, проводит анализ психологического состояния детей. 

Зачем нужна должностная инструкция педагога-психолога?

Как и для любого другого работника в штате организации, для педагога-психолога нужна должностная инструкция. Этот документ не является обязательным, однако польза от него несомненна:

  • он определяет требования по квалификации работника. Применительно к педагогу-психологу это означает, что в организации сразу закрепляется правило, кто может занимать эту должность. Такое ограничение позволяет отсеять низкоквалифицированных психологов и обеспечить детей достойным уровнем психологической помощи. Кроме того, инструкция может содержать обязанность психолога-педагога повышать уровень своей квалификации и профессиональной компетентности;
  • инструкция определяет обязанности работника. В результате и сам психолог знает сферу своей ответственности и может надлежащим образом готовиться к выполнению своих задач, и работодатель не имеет права требовать от сотрудника лишней работы;
  • инструкция закрепляет порядок субординации в образовательном учреждении. К примеру, педагог-психолог может быть непосредственно подчинен директору (заведующему) либо его заместителю по воспитательной работе;
  • наконец, инструкция обосновывает порядок, в котором работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае, если им допускаются какие-то нарушения своих обязанностей. 

Чем нужно руководствоваться при разработке инструкции?

В том случае, если в образовательном учреждении есть должность педагога-психолога и для него нужно подготовить инструкцию — этот документ должен опираться на нормативные акты. Важнейшими из них являются следующие:

  • Трудовой кодекс РФ. Особенно важна та его часть, которая регулирует особенности труда педагогов;
  • ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ЕКСД в той части, где он касается должностей в образовательных учреждениях;
  • письмо Роструда от 30 ноября 2009 г. № 3520-6-1;
  • ГОСТы, касающиеся правил делопроизводства;
  • действующие ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Дополнительно можно учитывать и нормы, действующие в конкретном регионе. Кроме того, при разработке документа должны быть применены условия, описанные в уставе образовательного учреждения. 

Что должен содержать образец должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ или в школе?

инструкция педагога-психолога
Скачать форму должностной инструкции

В том случае, если в ДОУ (детское либо дошкольное образовательное учреждение — так обычно официально именуются детские сады) требуется должностная инструкция для психолога, ее можно разработать, опираясь на готовые образцы. Их достаточно много — как на официальных сайтах разных образовательных учреждений, так и на интернет-порталах правовой и кадровой направленности.

Вне зависимости от источника правильный образец инструкции должен содержать определенные структурные части.

  1. Вводная часть, где дается определение должности педагога-психолога. Там же приводится ссылка на нормативные акты, в соответствии с которыми составляется этот документ, а также указываются квалификационные требования. Главным из них является наличие высшего образования по соответствующему профилю (психологический либо психолого-педагогический факультет вуза). Требования по стажу в ДОУ обычно не предъявляются.
  2. Должностные обязанности. Их можно формулировать самостоятельно, однако лучше всего воспользоваться в качестве образца перечнем, закрепленным в Едином квалификационном справочнике в разделе, касающемся работников образования.
  3. Права педагога-психолога. Здесь надо ориентироваться не только на нормы трудового права, но и на акты, принятые в отношении работников образования на федеральном, региональном и местном уровнях. В частности, там могут закрепляться не только стандартные права на обращение к руководству, на обеспечение нормальных условий работы, но и на получение каких-либо льгот, действующих для работников образования (например, на сокращенное рабочее время, на досрочную пенсию и т. д.). С другой стороны, включать весь перечень льгот в должностную инструкцию или нет — этот вопрос остается на усмотрение руководства ДОУ. Даже если льготы включены в документ не будут, от этого они действовать не перестанут.
  4. Виды ответственности психолога и порядок, в котором он привлекается к ответственности. Поскольку речь идет о работе с несовершеннолетними, сюда обязательно нужно включить пункт о том, что педагог-психолог не имеет права применять к детям недозволенные методы воспитания (в частности, физическое воздействие). Дело в том, что даже однократное применение таких мер может стать поводом для увольнения педагогического работника. Помимо этого, нужно указать, что работник несет ответственность в порядке, установленном трудовым (к примеру, за неисполнение обязанностей, прогулы и т. д.), гражданским (за материальный ущерб ДОУ, допущенный по вине сотрудника), административным и уголовным законодательством. 

Служебные обязанности по должностной инструкция педагога-психолога в школе и детском саду

О должностных обязанностях педагога-психолога нужно поговорить особо. Именно с их перечнем часто возникают проблемы при составлении инструкций. В соответствии с ЕКСД исходить нужно как минимум из следующего перечня обязанностей:

  • сохранение психического и телесного здоровья и благополучия детей;
  • охрана личных прав ребенка;
  • работа по социальной адаптации воспитанников и учащихся;
  • психологическая помощь и коррекция неблагоприятных психологических факторов;
  • консультация как детей, так и их родителей в связи с возникающими проблемами. При необходимости консультация может проводиться и по отношению к сотрудникам образовательного учреждения;
  • психодиагностика, при необходимости — реабилитация;
  • дача заключений по материалам исследования личности детей;
  • ведение установленных типов документации;
  • планирование программ обучения и воспитания с учетом как индивидуальных, так и групповых особенностей детей;
  • адаптация несовершеннолетних и подготовка их к жизни и профессиональному определению;
  • поддержка одаренных детей и психологическая помощь в их развитии;
  • формирование психологической культуры (в том числе и половое воспитание), коррекция возникающих нарушений;
  • консультация педагогов по вопросам психологических методик в образовании, методическая помощь в проведении школьных мероприятий в пределах компетенции психолога;
  • оценка эффективности работы школы или ДОУ применительно к развитию детской личности.

Кроме того, как и любой другой сотрудник образовательного учреждения, педагог-психолог обязан охранять здоровье и жизнь детей. 

В какой форме готовится должностная инструкция?

Должностная инструкция для педагога-психолога может составляться в одном из 2 вариантов: в качестве самостоятельного документа и в виде приложения к трудовому контракту. Каждый из вариантов имеет свои плюсы:

  • если инструкция оформляется как часть трудового договора, не возникает сомнений, что работник с ней ознакомился. В этом случае копия инструкции вместе с экземпляром договора просто выдается ему на руки;
  • если же должностная инструкция оформляется как самостоятельный документ, она выступает как локальный нормативный акт и действует применительно не к конкретному работнику, а к любому лицу, которое будет занимать в школе или ДОУ должность педагога-психолога.

Последнее обстоятельство особенно важно, и именно поэтому чаще всего такого рода инструкции готовятся как отдельный акт. В этом случае в экземпляре документа должно быть отведено место, где каждый новый педагог-психолог поставит отметку о том, что он ознакомлен с установленными правилами.

Кроме того, нужно учесть, что ст. 62 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя бесплатно выдавать копии документов, связанных с трудовыми отношениями, по заявлению работника. Поэтому нет необходимости отдельно вручать педагогу-психологу экземпляр его инструкции: если текст этого документа ему постоянно нужен, работник в любой момент может запросить себе копию и получить ее в срок не позднее 3 дней с момента обращения.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал