Должностная инструкция педагога-организатора - образец

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Должностная инструкция педагога-организатора описывает обязанности, которые возложены в школе на этого специалиста, а также предъявляемые к нему требования. Такой документ составляется сейчас практически в каждом детском учреждении. Разберемся, как именно готовится такой документ, и по какому образцу его нужно составлять. 

Кто такой педагог-организатор?

Основной задачей школы всегда являлось обучение детей. Однако помимо обучения современная школа не может обойтись и без воспитательной работы. Неотъемлемой ее частью являются разного рода школьные мероприятия (праздники, конкурсы и т. д.), организация досуга школьников. Кроме того, при школе могут действовать кружки, секции и другие объединения, которые не только развлекают и воспитывают детей, но и дают им дополнительные навыки и развивают их способности в разных областях.

В советское время во многих школах были пионервожатые. Сейчас единой в масштабах страны организации нет (хотя отдельные пионерские, скаутские и другие отряды и существуют), однако необходимость в организационной работе с детьми никуда не делась. Как раз организацией всех этих мероприятий и занимается педагог-организатор. В каком-то смысле его можно считать современным вариантом пионервожатого, хотя и без идеологической работы (законодательство предусматривает, что школа должна быть вне политики).

Помимо школ, педагоги-организаторы могут работать и в других детских учреждениях: дворцах творчества, лагерях отдыха для детей и подростков, детских домах и т. д. По сути, такая должность может быть введена где угодно, где есть необходимость организации мероприятий для больших масс детей. Поскольку же чем раньше начинается воспитательная работа с детьми, тем она эффективнее – должности педагогов-организаторов все чаще появляются не только в школах, но и в крупных детских садах (ДОУ). 

Зачем нужна должностная инструкция педагога организатора в школе?

Как и для всех других работников, для педагога-организатора в школе может вводиться должностная инструкция. Этот документ не является обязательным по трудовому законодательству, однако без него трудно организовать работу образовательного учреждения.

Необходимость введения должностных инструкций для всех работников школы, в том числе и педагога-организатора, связана со следующими обстоятельствами:

  • Инструкция позволяет нормативно закрепить требования к квалификации и образованию сотрудника. Государство всегда уделяло особое внимание работе с детьми, и потому существует ряд закрепленных в нормативных актах обязательных требований к педагогическим работникам. Наилучший способ подтвердить, что в конкретной школе эти требования соблюдаются – закрепить их в качестве обязательной части должностных инструкций.
  • Инструкция составляется не для конкретного человека, а для должности. Любой педагог может уволиться, уйти на пенсию или по каким-то другим причинам прекратить свою деятельность. Если в школе есть должностная инструкция, то новый педагог сразу сможет понять, какие обязанности на него возлагаются и за что именно он отвечает.
  • Инструкция в определенной степени защищает права работника. Если есть закрепленный перечень обязанностей, то руководство школы не может возлагать на педагога дополнительные. Если же вносятся изменения в саму должностную инструкцию, то все равно в результате получается документ, который можно обжаловать в суде. В этом случае инструкция будет доказательством.
  • Должностная инструкция закрепляет место педагога-организатора внутри школы, описывая, кому именно и в каких вопросах он подчиняется. Это в значительной степени позволяет избежать конфликтов внутри педагогического коллектива.

Таким образом, должностная инструкция становится чрезвычайно полезным инструментом в кадровой работе, равно необходимым как работнику, так и руководству школы. 

Чем нужно руководствоваться, составляя должностную инструкцию?

Для того чтобы составить инструкцию, необходимо знание действующих нормативных актов, регулирующих работу педагога-организатора. Основными из них являются следующие:

  1. Трудовой кодекс РФ. Он описывает не только общие правила взаимоотношений между работниками и работодателями, но и особенности, применяющиеся именно в педагогической сфере.
  2. Единый квалификационный справочник должностей (ЕКСД) в части, касающейся работников образования.
  3. Иные нормативные акты, утвержденные Минобрнауки и Минздравом РФ применительно к работе детских учреждений.
  4. ГОСТы, касающиеся правил делопроизводства.

Помимо этого, в обязательном порядке должны учитываться нормы регионального и местного законодательства, а также устав школы, ДОУ, дворца творчества или другого детского учреждения, в котором вводится должность педагога-организатора. 

Где взять образец должностной инструкции?

Для разработки любого документа крайне желательно иметь его образец. Не является исключением и должностная инструкция. Для ее составления можно воспользоваться образцами, которые можно найти:

  • В региональных отделах образования или на их официальных сайтах. Достаточно часто такого рода документы разрабатываются централизованно и позднее направляются в конкретные учреждения.
  • На официальных сайтах школ, ДОУ и других детских учреждений соответствующего профиля. Если в учреждении нужна инструкция для организатора, то один из лучших вариантов – посмотреть, как ее подготовили коллеги из другой школы. При необходимости в текст можно внести изменения, отражающие специфику конкретного учреждения.
  • На правовых и кадровых интернет-сайтах. Если сайт надежен и пользуется хорошей репутацией, этот вариант ничем не хуже других. 

Что должен содержать образец?

Несмотря на то что на федеральном уровне типовые требования к должностной инструкции не утверждались, на практике для таких документов давно уже выработаны определенные неофициальные стандарты.

Как правило, любая инструкция, в том числе и для педагога-организатора, состоит из следующих основных частей:

  1. Вводная часть. Здесь фиксируются общие положения, касающиеся работы педагога-организатора. Обычно здесь указывается, какие требования предъявляются к квалификации этого специалиста, кому именно он подчиняется в коллективе, а также кто исполняет его обязанности на время отпуска, командировки или отсутствия по другим причинам. Кроме того, в этой части при необходимости вводится перечень нормативных актов и профессиональных методов, которые должен знать педагог-организатор.
  2. Обязанности по должности. Их лучше всего описывать, опираясь на текст ЕКСД, поскольку это нормативный документ.
  3. Права педагога-психолога. Поскольку должностная инструкция – это внутренний документ, здесь целесообразно описывать только те права, которые работник имеет внутри организации. Дублировать права работника, установленные трудовым правом, не стоит: вне зависимости от их закрепления, такие права все равно продолжают действовать. А вот, к примеру, право запрашивать информацию у других работников или структурных подразделений для выполнения профессиональных обязанностей ТК РФ не закрепляет.
  4. Ответственность, которую несет педагог-организатор. Ее можно характеризовать подробно, но можно и указать, что за неисполнение обязанностей наступает дисциплинарная ответственность, за причинение ущерба имуществу организации, персонала или учащихся (воспитанников) – материальная, а за иные правонарушения – административная и уголовная. 

Профессиональные обязанности педагога-организатора

В должностной инструкции должны быть перечислены обязанности, которые возложены на педагога-организатора. Полный их перечень зафиксирован в квалификационном справочнике, но основными являются следующие:

  • содействие личностному развитию детей, их способностей и талантов в различных областях, а также формированию культурной сферы;
  • изучение личных особенностей и интересов, проявляющихся у детей как в учреждении, так и дома, а также помощь в их реализации;
  • организация деятельности клубов, секций, кружков, любительских трупп и других форм совместной деятельности детей и взрослых;
  • руководство художественной, туристической, спортивной, краеведческой и другой работой учреждения, необходимой не только для обучения, но и для личностного развития ребенка;
  • организация школьных и внешкольных мероприятий (праздники, концерты, вечера, сборы и т. д.), осуществляемых для улучшения досуга детей и их развлечения;
  • контакты в области культуры и спорта с родителями и организациями, занимающимися работой в необходимой области (театры, музеи, стадионы и т. д.);
  • поддержка различных форм детских организаций и детского самоуправления;
  • организация отдыха детей на каникулах.

Кроме того, педагог-психолог наравне с другими работниками детских учреждений обязан обеспечивать для детей безопасность при обучении и отдыхе в пределах территории этих учреждений.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал