Должностная инструкция педагога дополнительного образования служит для закрепления объема прав и обязанностей, которые получает данный педагог при трудоустройстве. О том, что должно быть отображено в должностной инструкции этого специалиста, поговорим в статье далее.
Структура должностной инструкции педагога по ФГОС
Должностная инструкция педагога — это официальный документ, который используется в кадровом делопроизводстве. Законодательно утвержденных требований к ее структуре и содержанию нет, но обычно документ такого типа содержит следующую информацию:
- реквизиты документа;
- общие положения;
- перечень должностных обязанностей;
- перечень прав;
- описание мер ответственности, применимой к сотруднику;
- сведения о том, кем и когда инструкция утверждена (как правило, это директор школы);
- ФИО и подпись сотрудника, ознакомленного с инструкцией.
Также хотелось бы уточнить, что при составлении инструкции любого педагога необходимо учитывать требования ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). К примеру, ранее действующие образовательные стандарты не затрагивали внеурочную деятельность ребенка, новый же ФГОС определяет, что на посещение ребенком разнообразных кружков и секций должно быть выделено 10 часов в неделю.
Общие положения должностной инструкции педагога дополнительного образования
К работе с детьми допускаются далеко не все. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года сказано, что лицо, желающее заниматься преподавательской деятельностью, должно соответствовать квалификационным требованиям, которые закреплены в квалификационном справочнике. Таким образом, эти требования должны быть отображены и в должностной инструкции.
Так, в приказе Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 июля 2010 года (одного из документов, формирующих Единый квалификационный справочник должностей) к квалификации педагога дополнительного образования выставлены требования к образованию:
- высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы;
- высшее или среднее профессиональное образование в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Образование и педагогика».
Каких-либо требований к стажу, как правило, нет. Исключение составляют лишь случаи, когда кандидат претендует на должность старшего педагога, — для этого он должен преподавать как минимум два года.
Кроме всего прочего в должностной инструкции педагога дополнительного образования закрепляется требование к объему знаний и навыков претендента. Например, он должен знать нормативные акты, имеющие отношение к преподавательской деятельности (Конвенцию о правах ребенка и т.п.), а также владеть современными методиками обучения и педагогическими технологиями.
В общем же раздел «Общие положения» описывает:
- название должности (педагог дополнительного образования);
- порядок подчиненности (с указанием, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении);
- квалификационные требования, среди которых могут быть требования к образованию и стажу;
- навыки и знания, которыми должен обладать педагог.
Должностные обязанности педагога дополнительного образования
Этот раздел посвящается тому, что должен делать педагог после трудоустройства в рамках исполнения своей трудовой функции. Обычно педагогу дополнительного образования вменяется:
- проводить учебные занятия;
- составлять планы и программы занятий;
- заниматься дополнительным образованием детей;
- привлекать детей к обучению в секции (кружке), весь учебный год поддерживать интерес к учебному процессу;
- выбирать форму обучения и методы ее осуществления, обосновывая свой выбор педагогической целесообразностью;
- выявлять творческие способности учеников и развивать их;
- мотивировать учеников и развивать их способности;
- осуществлять привязку теоретических знаний к практическим занятиям;
- анализировать достижения учеников;
- оценивать эффективность обучения;
- уделять особое внимание детям с отклонениями в развитии, а также одаренным и талантливым ученикам;
- соблюдать права и свободы учеников, обеспечивать безопасность учебного процесса;
- повышать собственную квалификацию, изучать и внедрять новейшие методики работы.
Это примерный список должностных обязанностей педагога дополнительного образования. При необходимости он может быть расширен или откорректирован в зависимости от специфики образовательной организации, для сотрудника которой пишется инструкция.
Права педагога
Чтобы иметь возможность исполнять свои должностные обязанности, педагог дополнительного образования наделяется правами, объем которых фиксируется в соответствующем разделе его должностной инструкции. При этом нередко работодатель прописывает здесь лишь общие фразы или ссылки на нормативные акты, определяющие права, которыми будет наделен педагог. Обычно к правам педагога дополнительного образования относятся:
- права, закрепленные в ТК РФ и ФЗ «Об образовании»;
- право на участие в управлении школой в той форме, что закреплена ее уставом;
- право на защиту своей профессиональной репутации;
- право на повышение уровня своей квалификации;
- право на прохождение аттестации для подтверждения или повышения своей квалификационной категории;
- право на дачу ученикам распоряжений в рамках своей компетенции;
- право на применение к ученикам мер педагогического воздействия, разрешенных уставом школы.
Ответственность педагога
Педагог — этот человек, который работает с детьми, поэтому к его моральным и этическим качествам выставляются высокие требования. Ведь даже небольшие его проступки, которые во взрослом коллективе были бы простительными, могут пагубно сказаться на детской психике. Именно поэтому в данном разделе должностной инструкции имеет смысл указать, за что конкретно отвечает педагог.
Например:
- за неполную реализацию образовательной программы;
- жизнь и здоровье учеников во время пребывания их в школе;
- нарушение прав учеников;
- невыполнение приказов, связанных с охраной труда и обеспечением безопасности во время учебного процесса;
- совершение во время учебного процесса действий, несущих угрозу ученикам;
- неоказание доврачебной помощи нуждающимся в ней ученикам;
- непроведение инструктажа с учащимися по теме безопасности труда в случаях, когда он необходим.
Здесь же педагог предупреждается, что может быть привлечен к таким видам ответственности, как дисциплинарная, уголовная или административная (например, за физическое или психическое насилие над учащимся).
При этом порядок привлечения к ответственности в должностной инструкции обычно не прописывается, т. к. этот вопрос регламентируется законодательством. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимает руководитель учреждения образования, а вот дела об административных проступках и преступлениях рассматривают компетентные органы.
Хотя тезисы, которые отражены в должностной инструкциипедагога дополнительного образования, на практике применяются с учетом ряда условий и дополнений, именно этот документ служит основным ориентиром в определении его прав и обязанностей. Подпись педагога в конце документа подтверждает не только факт прочтения инструкции, но и согласие выполнять закрепленные в ней обязанности и использовать предоставленные ему права.