Должностная инструкция официанта используется, чтобы закрепить за сотрудником определенный объем прав и обязанностей. Какой может быть структура должностной инструкции и на что стоит обратить внимание при ее составлении, будет рассказано в статье далее.
О должности официанта ресторана, кафе и других заведений общепита
Следует сразу отметить, что требования к лицу, претендующему на должность официанта, во многом зависят от уровня заведения, в котором ему предстоит работать. Так, если речь идет о заведении, где представлен небольшой ассортимент блюд, то работодатель может набирать людей и без опыта работы; а вот в ресторанах, где от официанта требуется знание сервировки стола и правил подачи блюд, предпочтение отдают уже кандидатам, имеющим опыт работы в сфере обслуживания.
Еще один нюанс, который учитывается при трудоустройстве, — это умение работы с расчетно-кассовой техникой. В заведении может быть предусмотрен порядок расчета с клиентом, согласно которому именно официант несет ответственность за выписку счета, проверку его оплаты и фиксацию расчета при помощи кассового аппарата. В ресторанах чаще всего именно так и бывает, но вот в столовых при санаториях, например, расчет с клиентом не производится, поэтому официанту эти знания будут ни к чему.
Кроме этого от официанта требуется хорошая память (ведь в его задачи входит помощь посетителям в выборе блюд), умение общаться с клиентами, гасить конфликты и вовремя давать консультации. В заведениях, где часто обслуживаются иностранцы, на работу предпочитают принимать официантов со знанием иностранного языка в объеме, необходимом для общения с клиентами.
Примерная структура должностной инструкции официанта
Составляя должностную инструкцию официанта, можно придерживаться приведенной ниже структуры, в которую включены следующие разделы:
- Общие положения
Это раздел обычно включает в себя общую информацию:- название должности (официант);
- порядок подчиненности, а также указания по поводу того, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении;
- категория должности (технический исполнитель);
- квалификационные требования, среди которых могут быть требования к опыту работы и необходимость окончания курсов официантов, также здесь размещают описание навыков, которыми должен обладать сотрудник;
- перечень нормативных актов, инструкций и правил, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности.
- Права
Официант в ходе выполнения своих обязанностей может использовать определенный объем прав. Чаще всего официанта наделяют следующими правами:- требовать от руководства обеспечить сотрудника формой;
- при возникновении конфликтов с клиентами принимать решения для их урегулирования в рамках своей компетенции (при условии, что такие решения не будут противоречить политике заведения);
- направлять руководству свои предложения по улучшению рабочего процесса;
- требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении должностных обязанностей;
- требовать от сотрудников, непосредственно отвечающих за приготовление заказов (барменов, поваров), делать это своевременно.
- Должностные обязанности
Работодателю стоит особое внимание уделить именно этому разделу должностной инструкции официанта, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов относительно того, чем должен заниматься официант в свое рабочее время. Так, сюда могут быть включены обязанности:- сервировать столы;
- следить за чистотой столиков, своевременно их убирать;
- помогать посетителям в выборе блюд и напитков к ним;
- информировать посетителей о составе блюд, способе и длительности их приготовления;
- передавать заказы поварам и барменам для исполнения;
- подавать блюда;
- формировать счет по заказу и представлять его посетителям;
- производить расчет по заказу.
- Ответственность
Здесь указаны те виды ответственности, которые могут быть применены к официанту. Например, сотрудника могут привлечь:- к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
- к административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
- к материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).
Сама же процедура привлечения к ответственности должна соответствовать законодательству и может быть инициирована лишь уполномоченным на то органом.
Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что должностная инструкция официанта составляется с учетом конкретных условий работы, которые будут предоставлены сотруднику. Не следует пытаться просто прописать в ней максимальный объем обязанностей. Так, если работодатель готов принять на работу только специалиста со стажем, то это стоит отметить в требованиях, указанных в должностной инструкции. Если же предполагается, например, работа с кассовым аппаратом и работодатель готов официанта этому обучить, то в квалификационных требованиях к должности о работе с кассой упоминать не нужно, а вот в разделе должностных обязанностей упомянуть необходимо.