Когда требуется должностная инструкция для директора или менеджера по персоналу
Трудовым законодательством не предусмотрено обязательное наличие должностных инструкций в организациях — и это подчеркивается в письме Роструда № 3042-6-0 от 9 августа 2007 года, но в то же время в этом же письме рассказывается о полезности составления должностных инструкций как для работодателя, так и для работника. Важно помнить, что если работодателем принято решение о составлении должностных инструкций, то это должно быть сделано для всех должностей, присутствующих в штатном расписании.
Должность менеджера по персоналу обычно присутствует в средних и крупных организациях. Эта штатная единица вводится для того, чтобы снять с работодателя задачу по поиску персонала. Также менеджер по персоналу занимается вопросами оформления на работу и увольнения. В тех компаниях, где в структуре имеется целый отдел, заведующий кадровыми вопросами, для возглавляющего его лица составляется отдельная должностная инструкция — например, для директора по персоналу (впрочем, название должности может быть и другим).
Примерная структура должностной инструкции менеджера по персоналу
Для написания должностных инструкций можно использовать характеристики массовых должностей, которые расписаны в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда № 37 от 21 августа 1998 года. В этом справочнике в первом его разделе есть должность менеджера по персоналу.
Структура должностной инструкции может включать следующие разделы:
- Общие положения
В данном разделе обычно описываются следующие особенности должности:
- название должности (менеджер по персоналу);
- непосредственная подчиненность (кто отвечает за прием и увольнение с работы);
- категория должности (руководитель);
- квалификационные требования, к которым относятся требования к уровню образования, опыту работы, а также описание навыков и знаний, которые хотелось бы видеть у кандидата на должность;
- наличие подчиненных (обычно не предусмотрено);
- порядок замещения.
- Права
Сотруднику, находящемуся на должности менеджера по персоналу, как правило, предоставляются следующие полномочия:
- запрашивать информацию у других сотрудников;
- знакомиться с решениями руководителя;
- передавать руководителю свои предложения по улучшению рабочего процесса;
- требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении своих должностных обязанностей;
- знакомиться с персональными данными сотрудников, в том числе с конфиденциальной информацией.
- Должностные обязанности
Менеджер по персоналу в рамках исполнения своих трудовых функций обычно занимается:
- организацией работы с персоналом;
- обеспечением укомплектованности штата;
- анализом рынка труда и выбором источника набора персонала;
- подбором персонала, для чего могут объявляться конкурсы, проводиться собеседования;
- организацией обучения отдельных сотрудников;
- организацией оценки трудовой деятельности сотрудников;
- составлением и оформлением трудовых договоров с сотрудниками;
- ведением личных дел сотрудников и другой кадровой документации.
- Ответственность
В этом разделе обычно отмечается, что менеджер по персоналу:
- несет дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
- несет административную или уголовную ответственность за совершение соответствующих проступков;
- несет материальную ответственность за нанесенный им ущерб в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством.
Условия, содержащиеся в должностной инструкции, могут быть и другими, но в любом случае они должны соответствовать нормам трудового законодательства, а в тех вопросах, что не урегулированы ТК РФ, не должны противоречить его основным принципам.
Особенности должностной инструкции директора по персоналу
К директору по персоналу (в квалификационном справочнике эта должность называется заместитель директора по управлению персоналом) предъявляются более строгие квалификационные требования, чем к менеджеру, который является его подчиненным. Одним из таких требований может стать, к примеру, обязательное наличие стажа работы не менее 5 лет.
Еще одной отличительной чертой директора по персоналу является то, что он в отличие от менеджера по персоналу не занимается непосредственно приемом на работу. Он отвечает за формирование общих тенденций в кадровой политике компании, контролирует соблюдение трудового законодательства и отвечает за проводимую в компании по отношению к персоналу социальную политику. Соответственно, должностная инструкция директора по персоналу предусматривает иной набор прав и обязанностей.
Составляться данная должностная инструкция, как и для менеджера по персоналу, может как его руководителем, так и самим работником (это входит в сферу работы с персоналом). При этом пишется она в любом случае не под конкретного работника, а под саму должность. То есть со сменой работника должностная инструкция не меняется и новый менеджер, пришедший на это место, должен будет так же соблюдать нормы, которые в ней закреплены.
При этом обязанности, которые составляют содержание трудовой функции могут быть указаны либо в самом трудовом договоре либо в должностной инструкции либо в других ЛНА организации. Поэтому если работодатель решил отменить действие должностной инструкции менеджера по персоналу и дополнить соответственно должностную инструкцию директора по персоналу, то он вполне может это сделать. А вот, когда инструкция будет готова, работодатель обязан будет ознакомить персонал под роспись с положениями новых ЛНА, принятых в организации. Вот тут начнется самое интересное...
В вашем случае можно смело утверждать, что вы подписывали трудовой договор, ориентируясь на тот объем и то содержание своих должностных обязанностей, которые были закреплены в его должностной инструкции. То есть изменять такие условия нужно исключительно по согласованию сторон. То есть ваш работодатель даже после разработки новой инструкции не сможет потребовать от вас выполнения работы, которая не обусловлена трудовым договором. Об этом сказано в ст. 72 ТК РФ. Но есть одно исключение – это когда работодатель изменяет инструкцию по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда (ч.1 ст. 74 ТК РФ).
Кстати, в этой же статье сказано, что работодатель должен уведомить работника о предстоящих изменениях должностной инструкции в письменной форме за 2 месяца до вступления в силу указанных изменений.
Если работник не согласен с нововведениями, то работодатель должен ему предложить любую другую работу. Если от работника вновь последует отказ, то уже речь будет идти о прекращении трудового договора в соответствии с п. 7 ч. 1 ст.77 ТК РФ. Но, я думаю, что ваши три месяца пролетят очень быстро. До тех пор, пока не пройдет 2 месяца после уведомления об изменении должностной инструкции вас вообще никто не имеет права трогать. Более того, женщину в положении уволить нельзя (ч. 1 ст. 261 ТК РФ). Да, и, я думаю, что руководство все взвесит хорошенько и введет новую должностную инструкцию уже после вашего ухода в декрет. Им тоже все эти проблемы не нужны. Не волнуйтесь, три месяца пролетят очень быстро.