Должностная инструкция коммерческого директора

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Должностная инструкция коммерческого директора — это документ, в котором описываются права, обязанности, ответственность, а также место этого работника в общей структуре предприятия. Разберемся, что должна содержать такая инструкция. 

Зачем нужна должностная инструкция для коммерческого директора?

Должностные инструкции не относятся к обязательным документам, которые должны быть на каждом предприятии, тем не менее принимаются массово и для совершенно разных должностей. Связано это с тем, что в именно в такой инструкции фиксируется, что обязан делать сотрудник, кому он подчиняется и кем руководит. Без этого документа можно обойтись в небольших организациях, где все друг друга знают, но вот в крупных компаниях со множеством работников уже может начаться путаница. Чтобы ее избежать и наладить эффективное управление, используется множество способов — и применение должностных инструкций является одним из них.

Инструкции эти применяются как к обычным рабочим или специалистам, так и к руководящему составу предприятия. Даже для генерального директора, чья роль достаточно полно описывается в уставе организации и законодательстве, инструкция может быть полезна, и уж тем более она нужна для таких сотрудников, как коммерческий директор. Ведь он, с одной стороны, подчиняется руководителю предприятия, но с другой — сам наделен властными полномочиями. Кроме того, если среди топ-менеджеров компании есть, кроме коммерческого, и другие директора (к примеру, финансовый, по производству и т. д.), необходимо четко разграничить их полномочия — и сделать это проще всего именно с помощью должностных инструкций.

Структура должностной инструкции для коммерческого директора

В законодательстве о правилах, по которым должны составляться должностные инструкции, не сказано ничего. Однако за то время, пока на практике готовились такие документы, уже успел выработаться определенный подход к их составлению.

Как правило, должностные инструкции для всех работников (в том числе и для коммерческого директора) состоят из следующих частей:

  1. Общие положения. Здесь определяется название должности, уровень квалификации, требуемый от кандидата для занятия этой вакансии, а также его место в общей структуре предприятии.
  2. Обязанности, возложенные на лицо, занимающее эту должность.
  3. Права, которыми наделен работник на этой должности.
  4. Ответственность, которую несет лицо, занимающее должность.

Эта структура не является обязательной, при желании специалисты предприятия могут использовать любую другую схему, однако большинству удобнее работать именно с ней. Теперь давайте посмотрим, как каждая из этих частей заполняется применительно к конкретной должности — коммерческому директору компании.

В чем состоят должностные обязанности коммерческого директора?

Начать лучше всего с основной части, ради которой обычно и составляют должностную инструкцию коммерческого директора — с описания обязанностей. Определяя их, нужно исходить из той роли, которую этот работник играет в структуре предприятия. Ведь коммерческий директор может быть:

  1. Фактически просто начальником отдела продаж. В этом случае на него возлагаются обязанности по обеспечению сбыта продукции, которую производит компания, поиску новых рынков и работе с клиентами-заказчиками.
  2. Руководителем подразделений, занимающихся как сбытом, так и маркетингом предприятия. Для такой ситуации к обязанностям по сбыту добавляются те, которые касаются изготовления и размещения рекламы, создания брендов для компании, руководства исследованиями ситуации на рынке и т. д.
  3. Руководителем не только отделов сбыта и маркетинга, но и подразделения, занимающегося закупками. При такой роли коммерческого директора на него возлагаются также руководство логистическими процессами, в которых участвует компания, и работа с поставщиками.
  4. Наконец, коммерческий директор может быть непосредственно первым заместителем генерального директора. В этом случае на него фактически возлагаются обязанности по полному руководству предприятием. Более того, если генеральный директор отсутствует на рабочем месте (находится в отпуске, в командировке и т. Д.), коммерческий в этом случае исполняет его обязанности в полном объеме. Такая роль более характерна для исполнительного директора, однако в компаниях, где упор делается именно на коммерческую деятельность, первым заместителем и вторым лицом в организации может быть как раз коммерческий директор.

Вне зависимости от того, какова роль коммерческого директора в конкретной компании, есть и общие обязанности, характерные для любой такой должности. К ним, прежде всего, относятся:

  1. Руководство персоналом. Одна из главных задач коммерческого директора — это создание эффективной команды специалистов, способных решать задачи, стоящие перед компанией. Именно он должен осуществлять руководство и иметь влияние на персонал тех подразделений, которые непосредственно осуществляют коммерческую деятельность предприятия.
  2. Руководство коммерческой деятельностью предприятия (как минимум продажами). При этом от коммерческого директора никто, как правило, не требует, чтобы он лично общался с каждым клиентом или заказчиком и заключал каждую сделку, однако задавать общие ориентиры и направления коммерческой деятельности он обязан.
  3. Контроль финансовых и экономических показателей, достигнутых компанией. От того, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, зависит общая успешность работы предприятия. Следовательно, коммерческий директор как минимум должен быть в курсе.
  4. Участие в разработке бюджета предприятия и контроль за его исполнением.

Этот перечень далеко не полон, в каждой конкретной компании на коммерческого директора могут быть возложены и другие обязанности.

Права коммерческого директора

Чтобы исполнять свои обязанности, коммерческий директор должен быть наделен определенным объемом прав. Чаще всего ему предоставляются следующие полномочия:

  • представлять интересы предприятия в общении с контрагентами, государственными и муниципальными органами;
  • устанавливать обязанности для подчиненных (в том числе и путем составления проектов должностных инструкций для них);
  • участвовать в разработке любых документов, относящихся к сфере коммерческой деятельности предприятия;
  • знакомиться с любой информацией, необходимой для исполнения обязанностей, требовать ее предоставления от любых подразделений компании;
  • требовать от руководства предприятия содействия в исполнении обязанностей;
  • обращаться к руководству с предложениями и проектами, которые должны улучшить работу как компании в целом, так и отдельных ее подразделений.

Помимо этих прав коммерческий директор имеет все права, которые предоставлены ему как наемному работнику в соответствии с трудовым законодательством России.

Квалификационные требования к коммерческому директору

Для того чтобы занимать свою должность, коммерческий директор должен обладать определенным уровнем квалификации. Определяют этот уровень следующие акты:

  1. Квалификационный справочник должностей (в описании должности «Заместитель директора по коммерческим вопросам»).
  2. Профстандарт. Причем в случае, если в обязанности коммерческого директора входит и управление логистикой, может применяться профессиональный стандарт логиста (утвержден приказом Минтруда РФ в 2014 году).

Оба документа требуют от лица, занимающего эту должность, наличия высшего образования (не ниже бакалавриата) и не менее 5 лет трудового стажа на экономических должностях.

Ответственность коммерческого директора

За неисполнение обязанностей и злоупотребление своими правами для коммерческого директора, как и для любого другого работника, должна быть предусмотрена ответственность, виды которой могут быть перечислены в соответствующем разделе его должностной инструкции. Такими видами ответственности будут:

  • дисциплинарная — за неисполнение обязанностей, а также законных распоряжений руководства компании;
  • уголовная — в случае совершения преступления, предусмотренного уголовным законодательством;
  • административная — за совершение административных проступков, перечисленных в КОАП РФ и других нормативных актах в этой сфере;
  • гражданско-правовая — за причинение материального ущерба самому предприятию либо имуществу его сотрудников.

При этом в большинстве случаев достаточно указать, к каким видам ответственности может привлекаться сотрудник. Подробно расписывать все случаи, в которых он может быть наказан, не имеет особого смысла.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал