Трудовая функция и основные обязанности директора по развитию
Должность директора по развитию вводится в штатное расписание компаний, где создается отдельное подразделение для разработки и внедрения стратегий развития. Если руководитель полагает, что для этих целей достаточно одного сотрудника, то его в большинстве случаев именуют менеджером по развитию. Кроме того, термин «директор» в названии должности подчеркивает, что сотрудник относиться к руководящему звену и имеет более широкий (в сравнении с менеджером) круг полномочий, да и ответственность у него значительно выше.
Основная задача директора по развитию — повышение результативности и прибыльности всего бизнеса. Для этого он может:
- осваивать новые территории;
- развивать бизнес в имеющихся рамках;
- соединять оба предыдущих варианта.
В своей деятельности директор по развитию оперирует информацией о внешних условиях рынка и обстановке внутри организации. Результатом его работы являются программы стратегического развития компании.
Так как директор по развитию призван повышать показатели эффективности компании, его наделяют определенными полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ним задач. Все это закрепляется и конкретизируется в его должностной инструкции.
Примерная структура должностной инструкции для директора по развитию
Структура, по которой обычно составляется должностная инструкция директора по развитию, предусматривает 4 основных раздела.
- Общие положения. В этом разделе закрепляется информация:
- о названии должности;
- порядке подчиненности сотрудника (кто принимает его на работу, у кого есть право его уволить);
- наличии подчиненных;
- квалификационных требованиях (какой уровень образования должен иметь сотрудник, нужен ли опыт работы, если да — на какой должности);
- порядке замещения.
- Права. Директор по развитию относиться к разряду руководителей и имеет расширенный круг полномочий, которые и перечисляются в этом разделе. Например, может быть сказано, что он имеет право:
- делать информационные запросы во все структурные подразделения компании обо всех показателях деятельности компании (в том числе имеющих статус коммерческой информации);
- получать от структурных подразделений документы, необходимые для работы;
- подписывать (визировать) в пределах своей компетенции документы;
- издавать акты (приказы, распоряжения), направленные на реализацию и отображение результатов утвержденных программ развития компании;
- передавать руководителю свои предложения по улучшению рабочего процесса;
- обращаться к высшему руководству компании за помощью в выполнении поставленных задач;
- привлекать контрагентов к сотрудничеству с компанией.
- Должностные обязанности. Здесь указывается, что директору по развитию поручается исполнение следующих обязанностей (примерный перечень):
- разрабатывать и утверждать у высшего руководства общую стратегию, в рамках которой предполагается осуществлять развитие компании;
- руководить процессом по разработке программ развития компании;
- поручать подчиненным разработку планов по реструктуризации компании, контролировать их выполнение;
- подавать руководству предложения по освоению новых направлений деятельности компании;
- анализировать рынок с целью поиска новых ниш сбыта продукции и путей их освоения;
- организовывать взаимодействие структурных подразделений компании для реализации утвержденной программы развития;
- координировать работу структурных подразделений при выполнении программы развития;
- анализировать результаты исполнения программ развития и подготавливать отчеты об их эффективности.
- Ответственность. В этом разделе, как правило, говорится о том, что директор по развитию отвечает как за принятые решения, так и за осуществленные действия, в результате которых его могут привлечь:
- к дисциплинарной ответственности — за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
- к административной или уголовной ответственности — за совершение проступков, ответственность за которые предусмотрена в соответствующих законах;
- к материальной ответственности — за нанесение ущерба имуществу компании.
Заместитель директора по развитию
В заключение осталось сказать, что директор по развитию может иметь и заместителя. Такая штатная единица водится, если перед директором и его отделом ставится настолько большой объем задач, что одному человеку трудно уследить за всеми направлениями деятельности по их решению.
Вопрос делегирования полномочий заместителю в каждой компании решают по-своему. В одних компаниях заместителю поручают курировать отдельные участки работы, в других — подготавливать предварительные отчеты по деятельности подразделения в целом. Главное, чтобы все эти особенности, равно как и реально закрепленный за сотрудником объем прав и обязанностей, возложенных на него руководством, были отражены в его должностной инструкции.
Примеры должностных инструкций для директора по развитию и его заместителя вы можете найти на нашем сайте.