Должностная инструкция директора по маркетингу

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Должностная инструкция директора по маркетингу разрабатывается не на каждом предприятии. Тем не менее, если такая должность предусмотрена, для нее стоит разработать инструкцию. Что собой представляет этот документ, расскажет наша статья. 

Кто такой директор по маркетингу?

Маркетингом называется деятельность, связанная с продвижением продукции или услуг компании на рынке, поиском новых рынков и новых потребителей. Маркетинг часто путают с рекламой, хотя на самом деле реклама — это лишь один из инструментов, используемых маркетологами. И директор по маркетингу — это сотрудник, который руководит маркетинговой деятельностью, ведущейся конкретными предприятием.

Довольно часто должность директора по маркетингу путают с должностью начальника маркетингового отдела. Однако это вовсе не одно и то же: начальник отдела руководит исключительно своим отделом, а директор, как правило, определяет всю маркетинговую работу предприятия. Более того, директор по маркетингу может быть руководителем начальника соответствующего отдела и некоторых других (отделов сбыта и логистики, дилерской службы и т. д.).

Что представляет собой его должностная инструкция?

Должность директора по маркетингу не относится к числу тех, для которых должностная инструкция непременно должна иметься на предприятии, однако составить ее все-таки желательно. Ведь должностная инструкция директора по маркетингу является тем самым документом, который определяет практически все основные моменты, касающиеся работы именно этого специалиста:

  1. Определение должности согласно штатному расписанию, утвержденному на предприятии.
  2. Требования к компетентности (необходимое образование, объем дополнительных знаний, требуемый опыт работы). Этот раздел может как выделяться отдельно, так и объединяться с первым в «Общие положения».
  3. Обязанности, возложенные на директора по маркетингу.
  4. Права, которыми наделен директор по маркетингу
  5. Ответственность, которую он несет.

Обычно каждая из перечисленных выше категорий информации записывается в отдельном разделе должностной инструкции — о них и поговорим далее подробно.

Обязанности директора по маркетингу

Основной причиной, по которой на предприятии вводятся должностные инструкции, является необходимость четко закрепить обязанности, возлагаемые на людей, занимающих конкретные должности. Не является исключением и должность директора по маркетингу. Конкретный перечень обязанностей зависит от специфики работы фирмы, однако чаще других в должностной инструкции этого специалиста встречаются следующие:

  1. Разработка политики предприятия в области маркетинга с учетом потребительских свойств выпускаемых товаров либо оказываемых услуг, а также ситуации на рынке.
  2. Согласование с руководством предприятия бюджета на проведение маркетинговых мероприятий.
  3. Определение необходимости проведения и направления исследований в области маркетинга, а также руководство маркетологами, проводящими эти исследования.
  4. Координация работы всех подчиненных директору подразделений в области сбора коммерческой информации и ее анализа.
  5. Работа с потребителями, изучение их мнения о работе фирмы (включая анализ поступающих рекламаций и претензий), а также подготовка предложений, направленных на повышение качества и конкурентоспособности продукции, на основе полученных данных.
  6. Разработка рекламной стратегии предприятия.
  7. Руководство разработкой торговых марок и брендов, под которыми работает компания, ее фирменного стиля и оформления продукции.
  8. Планирование маркетинговой и сбытовой работы, контроль ведения сотрудниками маркетинговой службы необходимой документации.
  9. Проведение аттестации подразделений, во главе которых стоит директор (отдела маркетинга, дилерской службы и т. д.).
  10. Руководство сотрудниками подчиненных подразделений (в частности, отдела маркетинга), контроль за соблюдением дисциплины

При необходимости перечень обязанностей может быть расширен. Однако в любом случае главным остается одно: директор по маркетингу — это человек, создающий и поддерживающий в рабочем состоянии команды из маркетологов и работающих с ними специалистов, а также руководящий их работой и отвечающий за их деятельность.

Права директора по маркетингу

Одними обязанностями содержание должностной инструкции ограничено быть не может. Ведь для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, директор по маркетингу должен наделяться определенными правами, которые тоже отражаются в инструкции. Например, в инструкции может быть сказано, что данный сотрудник имеет право:

  • знакомиться с любыми документами, касающимися работы отдела маркетинга и других отделов, чьей деятельностью он руководит;
  • обращаться к руководству фирмы с предложениями по улучшению работы;
  • привлекать в случае необходимости сотрудников всех структурных подразделений для решения задач, возложенных на директора по маркетингу (сотрудники в этом случае привлекаются в пределах своих должностных обязанностей);
  • требовать предоставления информации, необходимой для работы вверенных ему отделов;
  • вносить предложения, касающиеся поощрения или дисциплинарного наказания сотрудников, непосредственное руководство которыми он осуществляет;
  • подписывать документы, относящиеся к сфере компетенции директора по маркетингу;
  • обращаться в сторонние организации за получением информации, вступать в деловую переписку и проводить переговоры от лица своей фирмы.

Помимо этого директор по маркетингу имеет и общие права, предусмотренные трудовым законодательством.

Ответственность директора по маркетингу

В этом разделе говорится, что пределы ответственности, к которой может привлекаться директор, определяются действующим законодательством, а также внутренними нормами предприятия. В частности, за несвоевременное или ненадлежащее исполнение своих обязанностей директор по маркетингу может быть:

  • подвергнут взысканию, предусмотренному трудовым законодательством;
  • временно отстранен от работы на время служебного расследования;
  • уволен.

Кроме того, директор по маркетингу несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством (за разглашение коммерческой тайны и т. д.), а в отдельных случаях может привлекаться также к административной и уголовной ответственности.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал