Структура должностной инструкции бухгалтера по учету основных средств (ОС)
Как и любая другая, инструкция бухгалтера по ОС (основным средствам), разрабатывается кадровыми и юридическими службами, утверждается руководителем предприятия/организации. Общепринятая структура такого документа предполагает наличие 4 основных разделов:
- Общие положения.
- Обязанности бухгалтера по ОС.
- Права бухгалтера по ОС.
- Ответственность бухгалтера по ОС.
Первый раздел содержит лишь общую информацию о требованиях, предъявляемых к такому специалисту (образование, опыт и т. п.), поэтому на нем останавливаться не будем. Остальные же разделы играют более важную роль — вот о них и далее и поговорим.
Обязанности бухгалтера по ОС
Основным разделом должностной инструкции бухгалтера по ОС можно назвать тот, в котором оговариваются обязанности этого специалиста. К таковым в большинстве случаев относятся:
- ведение бухучета в соответствии с действующим законодательством;
- участие в разработке и внедрении мероприятий, нацеленных на рациональное использование имеющихся ресурсов;
- прием и оформление первичной документации, отражение проводимых операций по учету и движению основных средств на бухгалтерских счетах;
- подготовка сведений по данному участку бухучета для составления отчетности;
- осуществление контроля над сохранностью документации и подготовка ее к сдаче в архив в установленные сроки в предусмотренном порядке;
- разработка рабочего плана счетов и форм первичной документации (при отсутствии типовых форм), необходимой для оформления хозяйственных операций, связных с движением ОС;
- осуществление мероприятий, связанных с ведением и хранением базы бухгалтерских данных по ОС;
- выполнение служебных поручений руководства в переделах компетенции.
Права бухгалтера по ОС
Наделен бухгалтер по учету основных фондов и рядом прав, в связи с чем в данном разделе может быть указано, что специалист имеет право:
- на получение от руководства и других специалистов информации, необходимой для исполнения должностных обязанностей;
- внесение предложений по усовершенствованию методов работы и бухучета ОС;
- обращение к руководству в случае выявления в процессе работы недостатков, ошибок и т. д. и принятие мер по их устранению;
- повышение собственной квалификации и т. д.
Ответственность бухгалтера по ОС
В разделе об ответственности указываются ситуации, при которых таковая может наступить. Например:
- в случае невыполнения или недолжного выполнения возложенных на бухгалтера должностных обязанностей;
- при неисполнении приказов/распоряжений руководства;
- при нарушении трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка, действующих на предприятии;
- в случае разглашения информации, представляющей коммерческую тайну и являющуюся конфиденциальной;
- при причинении бухгалтером вреда материального характера и т. д.
В заключение осталось сказать, что знакомство претендента на должность с этим документом должно состояться еще до момента подписания с ним трудового договора. Причем факт ознакомления непременно должен быть заверен личной подписью соискателя.
Больше полезной информации — в рубрике "Должностные инструкции".