Транспортный диспетчер играет роль связующего звена в работе транспортной компании. Основная масса работы связана с распределением транспорта по заявкам, а также решением вопросов и проблем, возникающих в ходе движения транспортных средств. Основным организационным документом, регламентирующим работу транспортного диспетчера, является его должностная инструкция.
В рамках штатного расписания диспетчер входит в категорию специалистов. На должность его назначает директор компании своим приказом. Прочие моменты работы диспетчера транспортной компании определены в должностной инструкции, представленной ниже.
Общие положения
Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта содержит в себе общую информацию о должности. Например, сюда входит следующие вопросы:
- Диспетчер транспортной компании относится к специалистам. На должность назначается и увольняется с должности приказом директора компании.
- Должностной оклад устанавливается в соответствии со штатным расписанием.
- Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника гаража, главного инженера и старшего механика.
В ходе исполнения функциональных обязанностей транспортный диспетчер должен руководствоваться следующими нормативными и локальными актами:
- статьями трудового законодательства;
- уставом организации;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- распоряжениями и приказами руководителя транспортной компании;
- настоящей должностной инструкцией;
- инструкцией по пожарной безопасности, охране труда и правилами поведения на рабочем месте;
- методическими рекомендациями, правилами и иными документами, освещающими и регламентирующими работу транспортной компании и перевозки грузов.
Основные задачи и функциональные обязанности
Основная задача диспетчера транспортной компании – качественная организация работы транспорта и водителей на линии, а также контроль над соблюдением маршрутов и в целом за ходом перевозочных работ. В рамках данной задачи транспортный диспетчер выполняет огромный перечень функций.
Осуществляет работу с водителями и взаимодействие с другим персоналом компании или автопарка:
- организовывает работу водителей;
- контроль работы диспетчерских пунктов на линии;
- проведение инструктажи с водителями по вопросам перевозок и особенностях маршрутов.
Занимается организацией грузоперевозок. Для этого он выполняет следующие функции:
- поддерживает и организовывает связи с клиентами компании по вопросам перевозок и организации маршрутов;
- осуществляет контроль за автовокзалов и автостанций с целью качественного и оперативного управления маршрутами;
- контролирует и не допускает простоя транспортных средств;
- контролирует графики движения и расписание, при необходимости оперативно перераспределять транспорт при изменении интенсивности пассажиропотоков;
- осуществляет организацию специальных и дополнительных рейсов;
- оперативно урегулирует конфликты и проблемные ситуации на маршрутах, не допуская сбоя транспортных потоков, а также принимать своевременные и эффективные меры по их устранению;
- ведет учет выполненных перевозок, а также осуществлять своевременный контроль за ходом грузоперевозок;
- контролирует работы по разгрузке и загрузке транспорта, а также за техническим состоянием подъездных дорог;
- контролирует вопросы обеспечения безопасности перевозок;
- информирует руководство о случаях заболеваний водителей и персонала, случаях травматизма и выхода из строя транспортных средств;
- работает с автоматизированными системами и устройствами по контролю грузоперевозок.
Диспетчер для четкого исполнения своих обязанностей должен вести следующую документацию:
- путевые листы листы;
- расчеты технико-эксплуатационных характеристик;
- журнал регистрации заявок и заданий по грузоперевозкам;
- журнал происшествий, а также составляет рапорта и оперативные сводки и произошедших аварий, происшествий, произошедших в течение смены;
- проверяет правильность оформления маршрутных листов, а также документов по исполненным перевозкам;
- журнал дежурств;
- журнал учета и движения путевых листов;
- журнал работ специального транспорта;
- журналы инструктажей с водителям;
- журнал учета выхода транспорта на линию и возвращения;
- составляет и передает руководству отчетную документацию;
- контролирует правильность оформления сопроводительной документации на грузы.
Ответственность и права
Диспетчер очень важная должность для любого предприятия, где она предусмотрена. Ведь от правильности и четкости действий этого человека зависит, придет ли груз во время, выйдет ли машина на линию, будет ли правильно функционировать оборудование и так далее.
Из-за ошибок может встать все производство или случиться простои техники, что влечет убытки для компании.
Поэтому диспетчера можно привлечь к ответственности за следующее:
- За неисполнение своих обязанностей (в том числе и ненадлежащее исполнение) расписанных в должностной инструкции.
- Если в процессе своей работы он допустил правонарушения (нарушение техники безопасности), ответственность за которых предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством;
- Если диспетчер нанес имущественный ущерб своей организации.
Все санкции регулируются гражданским и трудовым законодательством. А вот если в результате действий диспетчера пострадали люди, то в дело уже вступает уголовное законодательство.
Диспетчер кроме ответственности имеет и права. О них также можно узнать в должностной инструкции. К правам диспетчера относят:
- участие в обсуждении вопросов, которые непосредственно касаются диспетчерских обязанностей. Он участвует в совещаниях, где рассматриваются вопросы улучшения работы предприятия. Может предлагать свои идеи по этому направлению;
- диспетчер вправе потребовать и получить всю необходимую информацию и документы, которые будут ему необходимы по работе;
- давать указания и инструктировать водителей перед рейсом, распределять среди водителей заданий по перевозке грузов;
- проверять качество выполнения розданных ранее указаний.
Требования к специалисту
Диспечтер очень важная профессия, а поэтому специалистам на этой позиции предъявляются определенные требования, которым они должны соответствовать. Требования индивидуальны для каждого предприятия, но есть общие, встречающиеся почти всегда:
- наличие высшего технического, инженерного, экономического, логистического образования или среднего специального автотранспортного образования;
- опыт работы от года до 3 лет;
- требования к личностным качествам заключаются в дисциплинированности, внимательности, желании обучаться, устойчивости к стрессам и готовности к работе в условиях многозадачности.
Хотя как показывает практика, стаж определяется работодателем в каждом случае индивидуально по каждому претенденту. А вот по образованию требования ужесточены. Теперь требуется закончить специальные курсы, если образование непрофильное, либо необходимо закончить учебное заведение по профилю.
Особенности работы диспетчера
Специфика работы в основном обусловлена направлением деятельности компании. Суть и сложность работы заключается в грамотной организации транспортных потоков. Крупные компании-перевозчики с большим автопарком предпочитают принимать на эту должность людей, имеющих профессию логиста.
Небольшие компании, например, службы такси больших требований в отношении образования не предъявляют, предпочитая обучать специалиста на рабочем месте. Кроме того, по завершении испытательного срока, работнику может быть предложено прохождение курсовой переподготовки в рамках данной специальности.
Данное видео наглядно показывает работу диспетчера автомобильного транспорта.