Существенные условия договора коммерческой концессии — это его предмет и цена, так как без согласования этих моментов договор не будет считаться заключенным. Рассмотрим, как именно должны быть изложены эти условия в договоре.
Понятие и условия согласованности предмета концессии
Наиболее логично и просто определить предмет концессионного договора, или договора франчайзинга, как комплекс исключительных прав, поскольку именно переход такого комплекса от одной стороны к другой является целью договора. При этом в предмете концессии, рассмотрев во взаимосвязи пп. 1 и 2 ст. 1027 ГК РФ, можно выделить обязательный и факультативный элементы.
В обязательном порядке в предмет входит товарный знак и (или) знак обслуживания. К факультативным элементам предмета концессии относятся:
- права на другие объекты интеллектуальной собственности (далее — ИС);
- коммерческий опыт и деловая репутация правообладателя.
Права предоставляются только в комплексе, поэтому помимо товарного знака нужно передать право на еще хотя бы 1 объект ИС. В качестве примера ГК РФ называет секрет производства и ноу-хау, однако предмет ими при этом не ограничивает, как может на первый взгляд показаться: в рамках концессии могут быть переданы права на промышленные образцы, изобретения и т. д.
ВАЖНО! Нельзя передать право на фирменное наименование, так как оно неотчуждаемо и поэтому необоротоспособно. По той же причине нельзя признать возможной передачу права на наименование места происхождения товара.
Что касается деловой репутации и коммерческого опыта, то предполагается их автоматический переход к пользователю вместе с правами на объекты ИС (кстати, легального определения этих благ в ГК РФ нет). Для того же, чтобы предмет считался согласованным, необходимо четко обозначить, на какие именно объекты ИС передаются права и в каком объеме.
Вознаграждение правообладателя — как может выплачиваться, от чего зависит?
Условие о цене договора франчайзинга выражается в произведении выплат правообладателю, именуемых вознаграждением. Оно считается согласованным, если установлен его размер и форма.
На размер могут влиять:
- расходы на разработку и правовую охрану объекта ИС;
- затраты на рекламу и страхование;
- дополнительные траты, связанные с обучением персонала пользователя, доставкой оборудования, контролем качества и т. д.
Форма вознаграждения может быть любой, ГК РФ указал лишь возможные варианты:
- единовременная твердая сумма;
- периодические выплаты одинакового размера;
- процент от продаж;
- наценка на оптовые расценки товара, переданного для перепродажи.
Чаще всего в договоре концессии сочетаются разные виды платежей, предусматривая разовый платеж в твердой сумме, покрывающий первоначальные расходы правообладателя, дополненный периодическими платежами в период действия договора.
Относится ли срок действия договора коммерческой концессии к существенным условиям?
В литературе иногда встречается мнение, будто бы срок является неотъемлемым условием договора коммерческой концессии. Однако из буквального толкования п. 1 ст. 1027 ГК РФ этого не следует. Допускается как указывать срок действия договора, так и оставлять этот момент без уточнения (в таком случае договор будет считаться заключенным на неопределенный срок).
Если в период действия бессрочной концессии прекратится право на товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение и при этом замены аналогичным правом не произойдет, то концессия прекращается (п. 3 ст. 1037 ГК РФ). Если же прекратится право на другой объект ИС, договор просто не будет действовать в части передачи этого права.
***
Таким образом, существенных условий договора коммерческой концессии всего два, при этом срок к ним не относится. Для снижения риска признания договора незаключенным сторонам необходимо прописать эти условия как можно более детально.