Регламент проверки контрагентов при заключении договора систематизирует работу конкретной организации в вопросах проверки надежности деловых партнеров и способствует проявлению должной осмотрительности при заключении сделок. В предлагаемом нами далее материале рассматриваются вопросы составления регламента, а также рассказывается о документах, которые вправе запросить организация у потенциального контрагента.
Зачем нужен регламент проверки контрагента перед заключением договора и обязательно ли его наличие в организации?
Ни один нормативно-правовой акт не обязывает субъектов предпринимательской деятельности проводить какую-либо проверку контрагентов перед заключением договоров. Более того, закон не содержит и определения такого термина, как «должная осмотрительность и осторожность», хотя он используется в письме ФНС «О рассмотрении обращения» от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@. Данный документ разъясняет, что предприниматель может быть лишен налоговой выгоды от сделки, если будет доказана ее необоснованность в результате того, что он не проявил должной осмотрительности и осторожности и вовремя не узнал о нарушениях, допускаемых контрагентом.
Более того, с 07.12.2011 в УК РФ присутствуют статьи 173.1 и 173.2, предусматривающие ответственность за незаконную организацию юридических лиц и незаконное использование для этого документов, созданные для борьбы с фирмами-однодневками. То есть теперь не проявивший должной осмотрительности при проверке контрагента субъект хозяйственной деятельности может быть замешан в уголовном деле, что явно не будет способствовать улучшению его деловой репутации.
Таким образом, наличие в организации подобного регламента и четкое следование ему при проверке благонадежности контрагентов перед совершением сделок станут доказательством того, что организация проявляет должную осмотрительность и не способствует совершению каких-либо правонарушений. Если же они произошли, то сделано это было без ее ведома и участия.
Существует ли единый регламент проверки контрагента?
Закон не содержит единой формы регламента, поэтому он разрабатывается каждой организацией самостоятельно. В регламенте целесообразно указывать лиц, ответственных за проведение проверки. При этом порядок проверки контрагента при заключении договора, указанный в регламенте, вовсе не обязательно должен быть одинаков для всех контрагентов. Можно, в частности, установить разные процедуры:
- для компаний, длительный срок существующих на рынке, и новичков (если в первом случае нет риска партнерства с фирмой-однодневкой, то во втором он присутствует в полной мере);
- организаций, с которыми компания планирует работать впервые, и тех, с кем сотрудничество возобновляется после длительного перерыва (во втором случае у организатора проверки должна сохраниться ранее предоставленная информация о потенциальном контрагенте, в первом же сбор сведений и документов нужно начинать с нуля);
- партнеров по сделкам разной стоимости (по незначительным сделкам стоимость риска ниже).
Организация вправе выбрать и иные критерии для градации или вовсе установить единый порядок для проверки всех контрагентов.
Критерии проверки контрагента
При разработке системы проверки стоит ориентироваться на признаки потенциально ненадежных контрагентов, указанные в письме ФНС № ЕД-4-2/13005@, а также критерии оценки рисков, изложенные в концепции системы планирования, утв. приказом того же ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Хотя наличие какого-либо из перечисленных признаков еще не говорит о ненадежности потенциального партнера, все же стоит внести в регламент условие, согласно которому проверке подлежат:
- Наличие копий документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя контрагента, и сбор максимума доступной информации о нем.
- Наличие в выписке из ЕГРЮЛ (или ЕГРИП, если речь идет об индивидуальном предпринимателе) предполагаемого партнера кодов ОКВЭД, соответствующих предстоящим видам деятельности.
- Наличие у предполагаемого контрагента необходимых специальных разрешений для предстоящей деятельности.
- Наличие информации о фактическом расположении торговых, производственных и иных необходимых помещений у контрагента (здесь ФНС рекомендует с особым вниманием отнестись к компаниям, зарегистрированным по массовым адресам).
- Существование у контрагента реальной материальной и технической возможности для выполнения обязательств по контракту.
- Участие потенциального партнера в хозяйственных спорах.
- Наличие данных о среднесписочной численности сотрудников, балансе бухгалтерской отчетности и суммах уплаченных налогов. Эти сведения перестали быть налоговой тайной, согласно подп. 9–11 п. 1 ст. 102 НК РФ.
- Наличие у контрагента собственного сайта. Анализ его содержания позволит сделать выводы о совпадении размещенной на нем информации с данными, представленными потенциальным партнером, а также провести анализ клиентских отзывов.
Какие документы для проверки контрагента стоит запросить при заключении договора?
Пакет документов, запрашиваемых для проверки, может быть разным, но как минимум в нем должны быть:
- копия документа, удостоверяющего личность представителя контрагента;
- копия документа, подтверждающего полномочия представителя;
- копия устава;
- копия ИНН;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копии лицензий на ведение какой-либо деятельности, если предстоящее партнерство предполагает деятельность, подлежащую лицензированию, или сертификацию.
В ходе проверки можно запросить и иные документы, однако все запросы должны соответствовать требованиям закона о сохранении банковской, коммерческой, налоговой и государственной тайны.
Таким образом, закон не обязывает организации разрабатывать регламент или каким-либо образом проводить проверку контрагентов перед заключением договоров. Однако наличие такого регламента крайне желательно, т. к. проявление должной осмотрительности при заключении сделок идет на благо организации.