Порядок заключения договора коммерческой концессии

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Договор коммерческой концессии относится к предпринимательским договорам и является важным правовым инструментом для эффективной организации бизнеса. О содержании и форме этого договора мы подробно расскажем в нашей статье. 

Понятие концессии по ГК РФ. Могут ли физлица быть сторонами по договору?

Договору коммерческой концессии посвящены нормы гл. 54 ГК РФ. Суть отношений сторон по этому договору состоит в том, что одна из них (правообладатель) передает второй (пользователю) права пользования на внешние атрибуты своего бизнеса, а также информацию, необходимую для производства товаров (оказания услуг, выполнения работ) под своей маркой. Правовая конструкция этого договора соответствует конструкции договоров так называемого франчайзинга в большинстве зарубежных стран. В России, говоря о франчайзинге (франшизе), имеют в виду именно концессию (то же самое имеется в виду в нашей статье). Ранее законодатель использовал эти названия как тождественные, но сегодня понятия «франчайзинг» в ГК РФ нет.

Пользователь по договору коммерческой концессии автоматически получает не только право использования внешних атрибутов и секретов производства правообладателя, но и возможность воспользоваться репутацией и предпринимательским опытом последнего для построения своего бизнеса. Это предопределяет исключительно возмездный характер договора и особые (в основном императивно установленные) обязанности сторон.

ВАЖНО! Пользователь, ведя бизнес под маркой правообладателя, действует тем не менее от собственного имени, то есть остается юридически независимым участником гражданского оборота. Однако он обязан уведомлять потребителей о факте использования соответствующих объектов на основе концессии.

Сторонами рассматриваемого договора могут быть только организации, имеющие целью получение прибыли, и предприниматели. Физические лица, не имеющие статуса предпринимателя, равно как и некоммерческие предприятия, заключить договор коммерческой концессиине могут.

В какой форме должен быть заключен договор франчайзинга?

Отношения сторон договора франчайзинга должны быть облечены в письменную форму. Несоблюдение такой формы делает договор ничтожным, то есть он будет считаться не породившим никаких правовых последствий (п. 1 ст. 1028 ГК РФ). При этом требования о нотариальном удостоверении этого документа в законодательстве нет, хотя при желании стороны могут воспользоваться услугами нотариуса.

Для того чтобы права пользования объектами интеллектуальной собственности (далее — ИС) на основании договора коммерческой концессии считались переданными, факт их передачи нужно регистрировать в Роспатенте. Ранее, до октября 2014 года, требовалась регистрация и самого договора. Размеры пошлины за регистрацию установлены в положении о патентных и иных пошлинах, утв. пост. Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

Обязанность по регистрации передачи прав по умолчанию лежит на правообладателе, хотя сам договор коммерческой концессии может возлагать эту обязанность и на пользователя. Вместе с тем в регистрации вряд ли откажут, если за ней обратится пользователь при отсутствии на нем такой обязанности согласно договору либо правообладатель в том случае, когда по договору обязанность по регистрации лежит на пользователе (п. 3.4.10 рекомендаций по вопросам проверки договоров, утв. приказом Роспатента от 29.12.2009 № 186).

Что является предметом договора франшизы?

Предметом договора коммерческой концессии выступает совокупность исключительных прав на объекты ИС (ст. 1027 ГК РФ). Это составное образование, в котором есть обязательный и дополнительные элементы.

В качестве обязательного выступает право на товарный знак или знак обслуживания. К факультативным относятся:

  • любые имущественные исключительные права (на ноу-хау, коммерческое обозначение, промышленный образец и т. д.);
  • репутация в деловой среде и коммерческий опыт правообладателя.

Для квалификации договора как концессионного нужно, чтобы по нему предоставлялось как минимум 2 вида исключительных прав, одно из которых должно быть правом на знак обслуживания либо товарный знак. Если последнее не передается либо передается только лишь оно, то налицо не договор коммерческой концессии, а иной вид соглашения.

До 2008 года существовала возможность передать в рамках концессии право на фирменное наименование, однако законодатель исключил ее из-за изменения понимания сущности этого права. Ведь оно, по сути, неотчуждаемо, а потому необоротоспособно. По этой же причине нельзя передать и права на наименование места происхождения товара.

Какие условия концессионного соглашения относятся к существенным?

Договор коммерческой концессии является договором консенсуальным, то есть таким, для заключения которого достаточно достижения соглашения по всем существенным условиям. В качестве существенных для этого вида договора законом установлены только условия о предмете и цене.

Условие о предмете будет считаться согласованным, если в договоре указано:

  • на какие именно объекты ИС передаются права и в чем именно заключаются характер и содержание этих прав;
  • в каком объеме будут использоваться предоставленные права, предпринимательский опыт и репутация правообладателя (можно установить минимальный и максимальный пределы их использования).

Возможно (но не обязательно) установление в договоре ограничения по местности использования с привязкой к той или иной сфере бизнеса (продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ).

Что касается цены, то в договор коммерческой концессии нужно обязательно включить пункт о форме выплаты и размере вознаграждения правообладателя (об этом пойдет речь ниже).

Как видите, срок в число обязательных условий франчайзинга не включен, т. е. закон допускает заключение договора как с указанием срока его действия, так и без такового. Если во время действия договора коммерческой концессии право на товарный знак и/или коммерческое обозначение прекратится и при этом не произойдет его замены аналогичным правом, договор считается прекратившим действие. Если прекратится право на другой объект, в отношении которого переданы права, то договор действует в части, не относящейся к этому объекту.

От чего зависит цена концессии?

На цену договора коммерческой концессии оказывает влияние большое число факторов. Прежде всего необходимо оценить стоимость передаваемых по договору прав, которая зависит:

  • от затрат на разработку объекта ИС (промышленного образца, товарного знака, изобретения и т. д.);
  • срока действия документов, подтверждающих правовую охрану;
  • расходов правообладателя на установление и поддержание правовой охраны объекта ИС;
  • рекламных, страховых расходов и т. п.

У правообладателя в связи с заключением договора коммерческой концессиимогут возникнуть дополнительные затраты, которые также учитываются при определении цены франчайзинга. К ним относятся, например, расходы, связанные со следующими операциями:

  • выбором места реализации продукции/услуг;
  • получением разрешительных документов;
  • обучением или разработкой программ обучения для сотрудников пользователя;
  • доставкой пользователю товаров, оборудования, документации и других необходимых для ведения бизнеса предметов;
  • контролем за выполнением пользователем стандартов бизнеса правообладателя.

Цена договора коммерческой концессии выражена в вознаграждении правообладателя. При этом стороны полностью свободны в выборе его формы, ГК РФ дает лишь примерный их перечень:

  • разовый фиксированный платеж;
  • периодические фиксированные выплаты;
  • регулярные отчисления от выручки;
  • наценка на оптовую цену продукции, передаваемой для реализации.

Чаще всего договор коммерческой концессии сочетает разные виды платежей, устанавливая разовый фиксированный (именуемый также паушальным), который уплачивается в размере затрат правообладателя на организацию бизнеса пользователя, и регулярные платежи (роялти) в течение срока действия договора.

Обязанности правообладателя

Положениями п. 1 ст. 1031 ГК РФ установлено, что обязанности правообладателя, которые договор коммерческой концессии изменить или отменить не может, включают:

  • передачу пользователю документов (как коммерческих, так и технических) и сведений, требуемых для реализации всех переданных по договору прав;
  • инструктаж пользователя и его сотрудников по любым вопросам, касающимся реализации указанных прав.

При этом затруднительно и нецелесообразно фиксировать вдоговоре коммерческой концессии конкретный объем предоставляемых сведений и документов, так как в ходе его исполнения этот объем может меняться.

Другие обязанности правообладателя указаны в п. 2 той же статьи. Они действуют по умолчанию, но стороны своим соглашением могут их изменить:

  1. Бремя регистрации передачи прав по договору коммерческой концессии, о котором уже упоминалось выше. Оно подразумевает возложение на правообладателя как минимум уплаты пошлины.
  2. Обязанность содействовать пользователю консультативно и технически (это касается и повышения квалификации сотрудников пользователя).
  3. Обязанность осуществлять качественный контроль оказываемых пользователем услуг (выполняемых работ) или производимых им товаров.

Обязанности пользователя франшизы

Почти все обязанности пользователя определены императивно в ст. 1032 ГК РФ:

  1. Использование средств индивидуализации правообладателя строго теми способами и в тех пределах, которые включены в договор коммерческой концессии.
  2. Обеспечение качества производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ на уровне стандартов правообладателя.
  3. Следование указаниям и инструкциям правообладателя, которые направлены на обеспечение соответствия использования переданных прав установленным им требованиям (в том числе к оформлению коммерческих помещений). Проще говоря, пользователь обязан пользоваться фирменным стилем правообладателя, обеспечивая тем самым узнаваемость марки.
  4. Оказание всех допуслуг, которые предоставляет правообладатель.
  5. Уведомление потребителей о том, что пользователь действует под маркой правообладателя на основании договора коммерческой концессии.
  6. Неразглашение ноу-хау правообладателя и любой информации, которая составляет коммерческую тайну. Рекомендуется в договоре детально раскрыть эту обязанность, указав, какие именно сведения относятся к секретам и коммерческой тайне. При этом следует помнить, что по законодательству РФ не все сведения можно относить к коммерческой тайне (см. ст. 5 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ).

Единственная обязанность, которая действует только в том случае, если стороны ее предусмотрели в договоре коммерческой концессии, — предоставление субконцессий в предусмотренном договором количестве.

Примечание: по взаимному согласию сторон договора можно включить любые другие обязанности как для правообладателя, так и для пользователя.

Ограничения в концессионном договоре, образец договора

Особенностью договора коммерческой концессии является возможность взаимно ограничить права сторон, касающиеся ведения бизнеса на той или иной территории либо тем или иным способом (но делать это совсем не обязательно). При этом в ГК РФ (ст. 1033) указан лишь примерный список подобных ограничений. Они касаются преимущественно пользователя, так как он в силу своего положения может совершать недобросовестные действия по отношению к конкурентам.

В частности, он не может:

  • создавать правообладателю конкуренции на оговоренной территории;
  • заключать договоры коммерческой концессии с подобным предметом с правообладателями, конкурирующими с правообладателем по текущему договору.

При этом он должен:

  • согласовывать оформление помещений для ведения бизнеса, а также их место размещения;
  • вести деятельность строго на определенной территории;
  • осуществлять продажу товаров/работ/услуг по ценам правообладателя и т. д.

ВАЖНО! Не имеют юридической силы положения договора коммерческой концессии, предписывающие пользователю продавать товары (оказывать услуги, выполнять работы) только потребителям, проживающим на территории его деятельности.

Что касается правообладателя, то обычно для него устанавливается запрет на предоставление аналогичных прав другим хозяйствующим субъектам для ведения деятельности в той же местности, что и пользователь.

Отражая в договоре коммерческой концессии ограничения, стороны должны соотносить их с действующим антимонопольным законодательством. Если антимонопольные органы (равно как и иные заинтересованные лица) обнаружат нарушения, они смогут потребовать признать договор недействительным в суде.

В заключение осталось сказать, что франчайзинг в России только набирает обороты. В связи с этим судебную практику по данному виду договора нельзя назвать сформировавшейся, да и законодательство об интеллектуальной собственности находится в стадии совершенствования. Именно поэтому сторонам договора следует максимально конкретизировать все условия во избежание признания договора недействительным. С образцом договора франшизывы можете ознакомиться на нашем сайте.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал