Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ предполагает соблюдение перевозчиками предусмотренных данным соглашением условий, за игнорирование которых предусмотрена различного рода ответственность. В статье далее приводятся общие требования, которые ДОПОГ предъявляет к перевозке грузов, относящихся к категории опасных.

Способы перевозки опасных грузов

Перевозка опасных веществ в соответствии с ДОПОГ (Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, утвержденным 30.09.1957 в Женеве) автомобильным транспортом допускается:

  1. В упаковках, в качестве которых могут выступать баллоны, контейнеры, банки и т. п.
  2. В цистернах (встроенных, съемных, переносных и цистернах-контейнерах).
  3. Навалом/насыпью, если этот способ допустим и обозначен специальным кодом (BK).

Проанализируем требования к каждому из способов автомобильного перемещения указанных предметов и веществ.

Контейнерные перевозки опасных грузов

Общие требования к упаковкам, в которых допустима перевозка, сформулированы в гл. 4.1 приложения А к ДОПОГ (т. 2). В частности, опасные грузы должны упаковываться таким образом, чтобы исключалась их утечка. Кроме того, должен использоваться тот тип контейнера, который предназначен именно для перевозимого в нем груза.

К контейнерам применяются дополнительные требования, сформулированные в п. 4.1.2, а именно:

  • принятие мер для предотвращения электростатического разряда в отношении отдельных веществ, являющихся предметом перевозки (например, взрывоопасных);
  • проведение обязательных проверок и испытаний контейнеров как перед началом перевозки, так и периодически, в процессе их эксплуатации, после эксплуатации;
  • проставление износостойкой маркировки, включающей название страны, в которой проведено техобслуживание контейнера.

Отметим, что помимо специальных требований, предъявляемых к контейнерным перевозкам, участники должны соблюдать общие условия перемещения в таре и упаковке. Общих требований очень много, с ними можно ознакомиться, изучив п. 4.1 т. 2 ДОПОГ.

Транспортировка опасных веществ автоцистернами

Перевозка опасных грузов автоцистернами допустима только при наличии соответствующего разрешения и прямого указания на данный способ перемещения в положениях ДОПОГ. При транспортировках посредством цистерн, в том числе встроенных (автоцистерн), следует соблюдать следующие правила, содержащиеся в гл. 4.3 ДОПОГ:

  1. Тип автоцистерны должен соответствовать указанной в документации кодировке или быть выше по классу.
  2. Допускается загрузка только таких веществ, в отношении которых имеется разрешение, с учетом материалов изготовления корпуса цистерны и пр.
  3. Перевозка пищевых продуктов в таких цистернах возможна при условии применения всех необходимых мер, предотвращающих возможность причинения вреда жизни и здоровью людей.
  4. В течение всего срока службы собственником или оператором должна вестись письменная документация, содержащая сведения об эксплуатации цистерны (файл цистерны).
  5. Нельзя допускать превышения установленных требований к степени наполнения, которая определяется в зависимости от вида цистерны и типа перевозимого вещества.
  6. Должны соблюдаться требования к минимальной толщине стенок корпуса.

Обратите внимание, что к порожним и неочищенным автоцистернам предъявляются дополнительные требования, например, о недопущении наличия следов опасных веществ на наружной поверхности самой цистерны.

Требования к согласованию маршрута перевозки опасного груза

Перемещение опасных веществ допускается только при наличии предварительно согласованного с Ространснадзором маршрута, оформленного в виде отдельного документа (разрешения).

Документ составляется в письменной форме, при этом в нем должны присутствовать:

  • наименование органа, выдавшего согласование, оттиск его печати, Ф. И. О. и подпись уполномоченного лица;
  • сведения о маршруте (номер, общее количество ТС, условия перевозки, пункты движения, места допустимых стоянок);
  • информация о грузоотправителе, перевозчике и грузополучателе;
  • срок действия документа;
  • сведения о грузе, включая его наименование, класс и знак опасности, номер классификации ООН, вес вещества на конкретном ТС;
  • информация о способах и методах экстренного реагирования в случае аварии, в том числе код экстренных мер, адреса и реквизиты служб экстренного реагирования в соответствии с маршрутом.

Классификатор нарушений безопасности при перевозке опасных грузов

При транспортировке опасных грузов особое внимание следует уделять соблюдению требований безопасности, сформулированных в ДОПОГ. Действующий классификатор нарушений требований безопасности включает следующие направления:

  • неисправность ТС и подвижного состава;
  • нарушения качества и исправности автодорожного полотна;
  • нарушения техники безопасности при транспортировке (например, превышение допустимых скоростных ограничений);
  • неисправность систем оповещения, сигнализации и связи;
  • нарушение условий погрузки/разгрузки;
  • столкновения;
  • внешние факторы и иные обстоятельства.

Знаки ДОПОГ и правила маркировки опасных грузов

Маркировка, в соответствии с требованиями ДОПОГ, предполагает нанесение специальных знаков как на автомобиль, так и на упаковку или тару (например, цистерну или контейнер). Знаки ДОПОГ на перевозку опасных грузов предполагают возможность использования специальных табличек или досок информирования, содержащих класс опасности перевозимого груза. При этом требования к маркировке различаются, в зависимости от класса опасности вещества. Маркировка груза (тары) осуществляется в соответствии с гл. 5.2 ДОПОГ, при этом знаки должны быть читаемы.

На таре указывается следующая информация:

  • класс и подкласс вещества;
  • вес;
  • номер тары;
  • знак опасности для окружающей среды;
  • указание на требуемое положение тары (в виде стрелок).

***

В заключение отметим, что действующие международные правила ДОПОГ являются обязательными в государствах, ратифицировавших соглашение (в том числе в России). Единообразный подход к регулированию порядка транспортировки опасных веществ позволяет на международном уровне гарантировать соблюдение мер и требований безопасности в каждом конкретном государстве.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал