Договор перевозки ГК РФ описывает в отдельной главе, которая разъясняет уникальные особенности такого договора и вводит большое количество его видов. О содержании данной главы мы и поговорим в нашей статье.
ГК РФ о договоре перевозки
Особенностью гл. 40 Гражданского кодекса РФ, регулирующей правоотношения в области перевозки, является то, что она состоит преимущественно из отсылочных норм. Разнообразие видов транспорта требует специфического регулирования, чему посвящен комплекс так называемых транспортных уставов и кодексов (например, закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ, далее – Устав железнодорожного транспорта).
Тем не менее ГК РФ берет на себя установление:
- Важнейших особенностей договора перевозки (например, платность договора, его оформление путем выдачи грузоотправителю накладной и билета — пассажиру).
- Ответственности перевозчика перед грузоотправителем/пассажиром за утрату, недостачу или повреждение груза/багажа (ст. 796 ГК РФ).
- Дополнительных (кроме общих для предпринимателей) оснований ограничения ответственности за неподачу транспорта, неиспользование поданного транспорта, задержку отправления или прибытия пассажира (ст. 794, 795 ГК РФ).
- Специального срока исковой давности (1 год) для исков к перевозчику (ст. 797 ГК РФ).
- Видов договора перевозки, имеющих свои особенности (грузоперевозка и перевозка пассажиров, фрахтование, организация перевозки и др.)
Следует отметить, что нормы специальных законов (транспортных уставов и кодексов) имеют приоритет перед нормами ГК РФ, если последним прямо не установлено иное (см., например, постановление 3-го ААС от 11.07.2016 по делу № А33-27685/2015).
Виды договоров перевозки
Договоры перевозки, в зависимости от критериев, могут предусматривать:
- по объектам — пассажирские и грузовые перевозки;
- количеству участвующих транспортных организаций — перевозки местного, прямого или смешанного сообщения;
- виду транспорта — перевозки автомобильные, железнодорожные, воздушные и т. д.
Как было указано выше, специфика каждого договора диктует свои особенности правового регулирования, поэтому классификация договоров перевозки имеет практическое значение.
Кроме того, законодатель выделяет такой вид договора перевозки, как фрахтование (ст. 787 ГК РФ), по которому владелец транспортного средства (фрахтовщик) предоставляет транспортное средство или его часть под груз клиента (фрахтователя) на определенное количество рейсов. В транспортных уставах и кодексах данная разновидность перевозок описывается подробно. Так, бербоут-чартер в гл. XI Кодекса торгового мореплавания РФ подразумевает, что фрахтователь комплектует транспортное средство собственным экипажем и оборудует для перевозки.
Договор об организации перевозки
Еще одной разновидностью договора такого рода является договор об организации перевозки, предусмотренный ст. 798 ГК РФ. Он отличается от договора перевозки несколькими моментами:
- долгосрочным характером и направленностью на неоднократные грузоотправления;
- обязанностью грузоотправителя предоставлять определенные объемы груза;
- обязанностью грузополучателя принимать такие объемы в оговоренные сроки.
Однако о правовой природе данного договора в юридической доктрине кипят споры, т. к. одни его считают предварительным, другие — всего лишь организационной предпосылкой к заключению разовых договоров на конкретную перевозку. Очевидно одно: такой договор имеет рамочный характер, т. е. оговаривает объемы будущего сотрудничества и правила, на которых оно будет осуществляться. Каждая конкретная перевозка при этом оформляется самостоятельным документом — заявкой (ст. 10 Устава железнодорожного транспорта) или договором (ст. 68 закона «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» от 07.03.2001 № 24-ФЗ).
***
Таким образом, ГК РФ договор перевозки регулируется лишь в самом общем виде. ГК дает представление о многообразии видов договора перевозки, однако либо вовсе их не описывает, давая отсылку к специальному закону, либо кратко характеризует конкретную разновидность договора.