Какими нормами регулируются услуги по вывозу ТБО?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Услуги по вывозу ТБО представляют собой отдельный вид коммунальных услуг, регулирование которых осуществляется не только законодательными нормативными актами, но и в значительной мере подзаконной документацией, а также санитарными и гигиеническими нормами. Рассмотрим подробнее этот вопрос в статье.

Какими нормами регулируется вывоз мусора в РФ?

В соответствии с абз. 20 ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ твердые бытовые отходы представляют собой непригодные для последующего использования остатки жизнедеятельности, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления людьми, а также мусор, остающийся после функционирования предприятий, ИП и схожий по составу с отходами, образующимися в жилищах.

Основным документом, регулирующим правовой порядок обращения с производственными отходами, является названный выше нормативный акт. Кроме него юридическое регулирование процедуры утилизации мусора производится:

  • постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 10.02.1997 № 155;
  • постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 № 354 (гл. XV (1));
  • постановление Правительства РФ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…» от 12.11.2016 № 1156;
  • некоторые другие.

Правовое регулирование имеет целью предотвращение и/или минимизацию негативного воздействия мусора на здоровье человека и окружающую атмосферу, а также дальнейшее использование рассматриваемых отходов в хозобороте в качестве дополнительного источника сырья.

Кто оказывает услуги по вывозу и утилизации ТБО?

Исходя из требований ст. 24.6 закона 89-ФЗ, услуги по переработке мусора предоставляют региональные операторы, которые в своей деятельности руководствуются положениями Правил об обращении с ТБО (утв. постановлением Правительства 1156), с учетом нюансов, предусмотренных ст. 24.2 закона 89-ФЗ.

Региональные исполнители выбираются на конкурсной основе госорганами субъектов РФ (департаментами (министерствами) ЖКХ и энергетики), в соответствии с Правилами отбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881. Согласно п. 19 Правил, субъект, претендующий на статус регионального оператора, должен в том числе:

  • иметь госрегистрацию в России;
  • не являться субъектом процедур ликвидации, банкротства, конкурсного производства в отношении себя;
  • не иметь задолженностей по уплате налогов, штрафов и иных сборов.

Лицо, претендующее на статус регионального исполнителя, должно иметь соответствующую лицензию (п. 30 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Лицензирование в этой сфере осуществляет Росприроднадзор.

В настоящее время не все субъекты РФ выбрали региональных операторов, переход к новой системе оборота ТБО продолжается. Статус регионального исполнителя можно получить на период, не превышающий 10 лет, и лишиться его досрочно по основаниям, указанным в гл. IV Правил об обращении с ТБО.

Как осуществляется оказание услуг?

Оказание услуг по вывозу ТБО включает функции:

  • по сбору;
  • перевозке;
  • обработке;
  • утилизации;
  • обезвреживанию;
  • захоронению ТБО.

Порядок обращения с ТБО определен в Правилах (утв. постановлением Правительства 1156) и предусматривает (гл. II) следующие положения:

  1. Складирование мусора потребителями осуществляется самостоятельно, в контейнеры, пакеты и т.д., предоставленные региональным оператором.
  2. Услуга по вывозу ТБО габаритных объемов оказывается региональным оператором по заявкам собственников либо самостоятельно потребителями до мест накопления таких отходов. При этом запрещены к вывозу в рамках рассматриваемых Правил опасные вещества, являющиеся опасными грузами. Не допускается маскировка сбора и вывоза подобных грузов под услугу по вывозу ТБО.
  3. Потребители не должны осуществлять накопление мусора в не предназначенных и не оговоренных для этого местах. Если региональный оператор выявит несанкционированный склад ТБО в объеме более 1 куб. м, в течение 5 будних дней он обязан:
  • известить об этом собственника земли, а также органы местного самоуправления и экологического контроля;
  • оповестить собственника земли о необходимости ликвидации обнаруженной свалки в месячный срок;
  • направить собственнику земли проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки.

Если собственник земли не осуществил ликвидацию свалки и не заключил договор на оказание таких услуг, то региональный оператор осуществляет очистку территории самостоятельно с последующим судебным взысканием расходов за услуги по вывозу ТБО.

Договор оказания услуг по вывозу ТБО

Ст. 24.7 ФЗ № 89 обязывает собственника коммунального мусора заключить договор с региональным исполнителем по оказанию услуг по вывозу ТБО. Унифицированная форма документа утверждена постановлением 1156 и содержит следующие обязательные условия (ст. 25 постановления 1156):

  • предмет договора;
  • предполагаемый объем и масса вывозимых ТБО и их структура;
  • временная и этапная периодичность вывоза мусора;
  • территория приема и передачи отходов;
  • конечное значение уплотнения отходов;
  • вариант коммерческого учета количества ТБО;
  • регламент оплаты услуг;
  • правомочия контрагентов;
  • процедура контроля региональным оператором деятельности оператора, ведущего сбор и вывоз ТБО;
  • ответственность контрагентов.

Договор на оказание услуг по вывозу отходов является публичным, то есть региональный оператор не может отказать в его заключении лицу, деятельность которого осуществляется на территории ответственности оператора и которое обратилось к оператору для заключения договора.

Оплата услуг

Типовая форма договора содержит следующий порядок оплаты услуг:

  • 35% от стоимости — до 18-го числа оплачиваемого месяца;
  • 50% от стоимости — до истечения оплачиваемого месяца;
  • окончательный расчет — до 10-го числа следующего месяца;
  • переплата засчитывается в счет последующей оплаты.

Между тем такой порядок оплаты не распространяется на потребителей из жилых помещений. В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса оплата услуг по вывозу мусорных отходов включается в плату за коммунальные услуги. Размер оплаты (п. 1 ст. 157 ЖК РФ) рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого исходя из нормативов потребления (постановление Правительства РФ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 04.04.2016 № 269).

Однако, в соответствии с законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, который внес изменения в ФЗ № 89 с 1 января 2015 года, обязательство по оплате услуг по вывозу ТБО наступает при наличии соглашения, заключенного между субъектом РФ и региональным оператором, и утвержденного единого тарифа на услугу, но не позже 01.01.2019 (п. 8 ст. 23). В отношении собственников жилых помещений указано, что оплата услуг по обращению с ТБО исключается из общего пакета оплаты коммунальных услуг с того месяца, когда эти услуги начинает оказывать региональный оператор.

Соответственно, новые формы оплаты услуг по вывозу мусора зависимы от переходной процедуры выбора регионального исполнителя и утверждения новых тарифов.

***

Таким образом, услуги по вывозу бытовых отходов урегулированы большим количеством нормативной документации, которая требует внимательного изучения, так как в период реорганизации порядка оказания такой услуги новые нормы действуют не во всех субъектах РФ.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал