Отдельные бухгалтеры продолжают воспринимать учетную политику в качестве пустой формальности. Однако обязанность формирования и утверждения этого локального акта установлена ФЗ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и соответствующим стандартом организации учетной политики. Кроме этого юридическое лицо должно опубликовать нормы учетной политики на сайте компании или учреждения и детально раскрыть её положения в своей отчетности. Иногда при изменении данного локального акта необходимо пересматривать некоторые показатели отчетности прошлых лет.
При упомянутых обстоятельствах учетная политика представляет собой объект возрастающего внимания учредителей и ревизоров. Указанные в ней данные нужны проверяющим специалистам в целях проведения оценки верности и законности учета определённых операций. Если утвержденной учетной политики нет или упущены её важные аспекты, то контролеры отмечают это в актах в качестве нарушения, а суды принимают их сторону. Ещё с отчета за 2021 год представители структур внутреннего финансового аудита обязаны осуществлять проверку формирования и правильности учетной политики в пределах непременного подтверждения верности бюджетной отчетности – это требования нового Стандарта.
В силу этого важно сформировать верную учетную политику, которая сможет быть эффективным и доступным для практического применения инструментом. Тогда периодическая «ревизия» принятой учетной политики будет для бухгалтера обязательной процедурой. Целью данной проверки становится не только подтверждение или опровержение факта рассмотрения в учетной политике результативных методик осуществления учета в зависимости от принятых видов деятельности, но и оценка их верности и рациональности, а также установление возможной корректировки её положений. Если нужные изменения не будут внесены в учетную политику, несмотря на наличие обоснованной необходимости, проверяющие чаще всего рассматривают это в виде нарушения.
По общему правилу, выполнить проверку положений учетной политики необходимо до конца года, и к такому же сроку нужно внести в неё определённые изменения и утвердить обновлённую редакцию, которая будет активной с 1 января нового календарного года.
В настоящее время в нормативные акты уже были внесены изменения, руководствоваться которыми предстоит в 2023 году: учреждения обязаны перейти на электронный документооборот, в комплексе с Приказом № 61н приняты и готовятся новые формы первичных документов и регистров, откорректирована процедура уплаты налогов, обновлены нормы применения КБК и КОСГУ. Ожидаются новые изменения в Инструкции по учету и отчетности. Кроме этого с 1 января 2023 года органам, уполномоченным на распоряжение имуществом, входящим в государственную и муниципальную казну, нужно применять новый федеральный стандарт.