Исключение предприятия из реестра: общие вопросы
Разбираемые нами вопросы регулируются:
- ст. 21.1, 22 и гл. VIII.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ);
- гл. 22, 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ).
Поводом для принудительной ликвидации считается (п. 1, п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):
- Одновременное наличие на протяжении 12 месяцев подряд обстоятельств, в связи с которыми лицо признается недействующим, а именно:
- неисполнение обязанности по сдаче налоговой отчетности;
- отсутствие операций по счетам.
- Отсутствие у компании и ее учредителей средств на проведение ликвидации в общем порядке.
- Истечение 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, если фирма не предприняла никаких опровергающих данную отметку действий.
При этих условиях регистрирующий орган (далее — налоговая, инспекция, налоговый орган) принимает решение о предстоящем исключении лица из реестра, размещаемое в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России «Об обеспечении публикации…» от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Сообщение находится в открытом доступе на официальном сайте издания.
В течение последующих 3 месяцев сама компания, ее кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то налоговая вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией (п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ).
Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ
Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.
По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?
Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:
- В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
- В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ). Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.
На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.
Кто может оспаривать
Право на подачу заявления/жалобы имеют:
- Кредиторы исключенной фирмы. К ним относятся контрагенты по гражданско-правовым сделкам (пп. 1, 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ).
- Иные заинтересованные лица. Например, работники компании, участники (учредители).
- Что касается самого ликвидированного предприятия, то в п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ оно не указано как обладатель права на оспаривание, хотя в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ недействующая фирма упоминается, наряду с кредиторами и иными заинтересованными лицами, как субъект, правомочный высказать свое возражение. Однако на практике исключенные предприятия выступают полноправными заявителями в таких делах (дело № А33-12125/2015 АС Красноярского края).
Административный порядок обжалования
Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:
- Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
- Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
- Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
Жалоба направляется:
- через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
- непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.
Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.
Форма и содержание жалобы
Прошение оформляется либо в письменной форме, либо в электронном виде. В первом случае оно подается непосредственно в налоговую или по почте, скрепляется простой подписью без нотариального заверения. В электронном виде направить обращение можно только через интернет, и подписано оно должно быть простой электронной подписью.
Содержание документа можно разбить на 3 части:
- Преамбула. Здесь указываются:
- Данные заявителя:
- для гражданина: фамилия, имя отчество и место жительства;
- для организации: наименование и адрес.
- Название органа, решение и действие которого обжалуются.
- Реквизиты акта, с которым не согласен заявитель.
- Описательная часть. В этом разделе следует раскрыть все основания, по которым нарушены права подателя.
- Просительная часть. Требования традиционно состоят в просьбе отменить незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Дополнительно в тексте прописываются:
- Почтовый адрес заявителя, телефоны, адрес электронной почты.
- В целях точной идентификации можно внести в преамбулу также:
- для физического лица — ИНН;
- юридического — ОГРН и ИНН.
К заявлению прикладываются:
- документы, подтверждающие доводы подателя;
- доверенность, если подписантом является представитель.
Бланк заявления - форма № 38001. Ее можно найти в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@.
Внимание: приказ действующий. Соответственно, и форма заявления тоже.
Судебный порядок. Форма заявления
Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.
Обращение составляется:
- в письменной форме;
- электронном виде с помощью сервиса «Мой арбитр» на официальных сайтах арбитражных судов.
При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ):
- 300 руб. — для граждан;
- 3 000 руб. — для организаций.
Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).
Содержание заявления и приложения
В документе обязательно прописывается:
- Название суда.
- Данные заявителя, место его нахождения или жительства.
- Для граждан-заявителей: дата и место рождения, работа или дата и место регистрации как ИП.
- Телефоны, факсы, электронная почта.
- Наименование регистрирующего органа.
- Реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые оспариваются.
- Данные о том, какие права и законные интересы затронуты решением/действием.
- Информация о том, каким нормативным актам не соответствует решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ.
- Требование о признании незаконным:
- решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
- действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации.
- Перечень приложений.
Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК РФ:
- подтверждение вручения пакета документов иным участникам процесса;
- квитанция об оплате госпошлины;
- доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от доводов);
- копия документа о регистрации предприятия или ИП (например, лист записи о регистрации ООО);
- доверенность;
- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение которого оспаривается;
- копия оспариваемого акта.
Какие существуют основания для оспаривания
Если предприятие оказалось исключенным из реестра в административном порядке как недействующее, то «вернуть его к жизни» можно только в следующих случаях:
- Когда по факту отсутствуют причины для прекращения. В таких ситуациях речь идет о наличии у налоговой недостоверных сведений в результате, например, ошибок в работе самого органа (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2013 по делу № А40-113163/12).
- Если регистрирующий орган нарушил порядок исключения. Например, не было опубликовано решение о предстоящем исключении (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу № А82-2561/2008-27). Или в размещенном сообщении отсутствовала информация о сроках и порядке направления возражений по факту предстоящего исключения (постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2012 по делу № А64-5746/2010).
- При осуществлении принудительного прекращения даже после получения в положенный 3-месячный срок обоснованного возражения от кредиторов, самого юридического лица и иных заинтересованных субъектов.
Спорные вопросы в практике обжалования
И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.
В отношении коммерческих организаций у арбитражных судов мнения разделились на прямо противоположные:
- Одни суды применяют расширительное толкование ст. 21.1 закона № 129-ФЗ, запрещают регистрирующему органу формально подходить к процедуре и отрицают возможность ликвидировать компанию только при наличии 2 оснований (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2013 № Ф03-1381/2013).
- Другие суды строго придерживаются буквального толкования нормы ст. 21.1 закона № 129-ФЗ и отказывают в оспаривании предприятиям, если они подпадают под указанные в законе № 129-ФЗ признаки. При этом даже не учитываются факты, например, заключения сделок, ведения судебных процессов и др. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2012 по делу № А45-11367/2012).
***
Итак, чтобы обжаловать изъятие организации из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может воспользоваться либо административным ресурсом, либо сразу пойти в суд. Главное преимущество первого способа — это быстрое рассмотрение вопроса, не требующее никаких материальных затрат в виде госпошлины.
Однако решения регистрирующих органов, как правило, выносятся в соответствии с общей политикой ФНС России, которая может не совпадать с объективной реальностью. В то же время судебное разбирательство всегда ставит точку в споре, является более традиционным средством защиты прав, а арбитражный суд воспринимается как незаинтересованная инстанция.
***
Больше полезной информации — в рубрике "Бизнес".