Торговля продуктами
На первоначальном этапе определите для себя, какой тип магазина для вас предпочтительнее:
- специализированный, торгующий определенным видом товаров (кондитерскими или хлебобулочными изделиями, мясной или рыбной продукцией и т. п.);
- узкоспециализированный, предлагающий лишь 1 вид товара (вина, сыры и т. д.);
- смешанный, где предлагаются разные группы товаров;
Также нужно определиться, где и в каких масштабах вы собираетесь торговать продовольствием: в отдельном здании, павильоне, небольшом магазинчике, расположенном в жилом доме, и т. д.
Как открыть магазин продуктов с нуля
Как и в любом другом подобном случае, перед тем как открыть продуктовый магазин с нуля, следует разработать бизнес-план. В данном документе должна отражаться не только финансовая сторона вопроса, но также возможные риски и способы их минимизации. Обязательным условием составления является изучение рынка, наличие конкуренции на нем.
Даже если планируется открытие небольшого продовольственного магазинчика в одном из отдаленных районов города, конкурентов все же не следует сбрасывать со счетов. Поинтересуйтесь ассортиментом товаров, предлагаемых ими, ценами, оснащенностью торговых точек; учитывайте и то, какое количество конкурентов сосредоточено в той или иной городской зоне. Не стоит забывать и о законе спроса и предложения.
Перед тем как обратиться в налоговые органы для регистрации организационно-правовой формы будущего предприятия, подыщите максимально подходящее помещение — весьма желательно, чтобы располагалось оно в удачных для торговли зонах населенного пункта. Конечно, многое зависит от первоначального капитала, который имеется в наличии, но даже если ваши финансы позволяют не экономить, не торопитесь вкладывать их в большой магазин, расположенный в одном из спальных районов. Дело в том, что на хорошую проходимость в этом случае рассчитывать не приходится, поэтому велик риск того, что товар будет попросту залеживаться на полках. А ведь продовольствие имеет ограниченные сроки хранения, в результате чего магазин может не давать даже минимальной прибыли.
Что нужно для открытия продуктового магазина (документы)
Теперь давайте детально разберемся, что нужно для открытия продуктового магазина.
- Как только помещение подобрано, можно (и нужно!) отправляться в ИФНС и регистрироваться в качестве ИП или юр. лица (см.: Открытие ИП: пошаговая инструкция).
- Чтобы на законных основаниях осуществлять торговлю продовольствием, требуется внесение данных предпринимателя в торговый реестр и получение специального разрешения (см.: Как и где получить разрешение на торговлю).
- Следующий шаг — получение комплекта разрешительной документации, в который входят:
- заключение ГПН (Госпожарнадзора);
- разрешение МЧС (потребуется предъявить заключенный договор об установке пожарной сигнализации);
- разрешение СЭС/Роспотребнадзора и др.
- Также потребуется проведение аттестации рабочих мест, заключение договоров с поставщиками, о вывозе и утилизации мусора, о проведении дезинсекции и дератизации.
- Если помещение магазина находится в собственности, то необходимо иметь свидетельство либо выписку из ЕГРН об этом и план БТИ с экспликацией.
Обратите внимание! Если магазин открывается на первом этаже жилого дома, помещение для него предварительно должно быть переоформлено в нежилое. Помимо документационных изменений потребуется совершить и фактическое переоборудование: в помещении блокируется дверь в подъезд и делается отдельный выход на улицу.
Как открыть магазин разливного пива
С тем, как открыть продуктовый магазин, разобрались, теперь давайте обсудим возможность открытия некоторых специализированных торговых точек.
Например, торговля пивом (в т. ч. и на разлив) — выгодный вид бизнеса. Этот пенный напиток всегда пользовался повышенным спросом, со временем число его почитателей не убывает, о чем свидетельствуют статистические данные, согласно которым объемы реализации разливного пива часто превышают 10 тонн в месяц.
Что необходимо для открытия магазина такого рода? Если вести речь о финансовых вложениях, то их размер может варьироваться от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов. В остальном все идет по стандартной схеме: посещение ИФНС, получение разрешительной документации, выбор помещения, поиск поставщиков, набор персонала, приобретение необходимого оборудования и т. д.
Стандартный пакет документов включает в себя:
- свидетельство о регистрации ИП;
- свидетельство о регистрации ККМ (контрольно-кассовой машины);
- заключение СЭС;
- разрешение пожарной инспекции;
- договор аренды помещения;
- трудовые договоры с сотрудниками.
Все работники заведения должны иметь санитарные книжки установленного образца. Если ваш пивной бизнес будет осуществляться с соблюдением всех требований действующего законодательства, никаких проблем в процессе работы возникнуть не должно.
Из оборудования вам следует приобрести:
- стойку, на которой будут установлены разливочные краны;
- прилавок;
- емкости из нержавейки для перевозки пива (кеги);
- пивную колонну для разлива пенного напитка (которая станет и отличным элементом дизайна);
- пивной шланг и кран для разлива в стаканы:
- пеносниматель и каплесборник;
- газовые баллоны для вытеснения пива из кег и редукторы для поддержания давления в них;
- охладитель для поддержания температуры пива;
- холодильник.
Специалисты советуют на начальном этапе работать лишь с одной маркой пива — самой ходовой, получаемой от дистрибьютора. В этом случае последний не только обеспечит вас рекламной продукцией и нужным оборудованием, но и научит работе с ним.
Как открыть магазин спортивного питания
Какой бы продуктовый магазин вы ни открывали, алгоритм действий будет аналогичен — и магазин спортивного питания не является исключением. Регистрировать в ИФНС лучше ИП, причем удобнее в этом случае сделать выбор в пользу упрощенной системы налогообложения. Ну а если еще не нанимать продавца, а заниматься продажей самостоятельно, то это будет и вовсе идеальным вариантом.
Однако реализация спортивного питания имеет свои тонкости. Например, наценка на товар может составлять более 50% при условии закупки товара непосредственно у производителя либо у дистрибьютора. Ну а если повезет и реализация будет осуществляться непосредственно в спортивных и фитнес-центрах, тогда наценка и вовсе может увеличиться до 100 и более процентов.
Конечно, нужна постоянная клиентская база, т. к. одной солидной торговой наценки для успешного развития бизнеса будет недостаточно. Более того, необходимо осуществлять постоянный контроль качества спортивных продуктов питания и работать над его ассортиментом. Правда, стоит отметить, что в любом случае на существенную прибыль рассчитывать не приходится, даже если вам удастся окупить магазин через полгода.
Какое помещение следует выбрать? Лучше сразу отказаться от больших площадей и найти помещение площадью не более 50 кв. метров, — его вполне достаточно, тем более что у вас не будет необходимости в складах. Старайтесь расположить свой магазинчик поближе к торговым центрам или магазинам спортивной направленности, и совсем хорошо будет, если удастся расположиться в непосредственной близости от фитнес-клубов или спортивных центров.
Продуктовый магазин в интернете
Интернет-торговля набирает обороты год от года, увеличивая объемы продаж и привлекая все большее число желающих воспользоваться услугами виртуальных магазинов. Если вы желаете сэкономить на аренде помещения, просто создайте собственный сайт и приложите все силы к тому, чтобы получить отдачу от своего небольшого бизнеса. Создать сайт можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессионалов. При этом второй вариант, несмотря на то что ваши расходы возрастут, все же предпочтительнее.
Тщательно продумайте название сайта: оно должно быть привлекательным для потенциального покупателя и одновременно доступным для восприятия. Это тоже можно сделать как самостоятельно, так и с привлечением соответствующих специалистов.
Важно помнить, что открытие интернет-магазина не освобождает вас ни от процедуры регистрации в налоговых и иных органах, ни от получения разрешительной документации и лицензии на осуществление торговой деятельности. Далее необходимо действовать следующим образом:
- определить круг поставщиков (желательно искать таковых среди крупных оптовиков);
- арендовать помещение под склад (оно должно быть отапливаемым, электрифицированным и вентилируемым), для замороженных продуктов нужно приобрести морозильную камеру;
- не обойтись вам без найма персонала — модераторов и операторов, принимающих заказы и фильтрующих поступающие на форум сообщения;
- обеспечить охрану складских помещений.
Не забывайте и о продвижении: рекламируйте свой магазин, работайте с постоянными покупателями, разрабатывая для них бонусные программы и устраивая акции и т. д.
Общие рекомендации
Надеемся, наши советы помогут вам открыть с нуля продуктовый магазин любого типа без лишних проблем. В заключение хотелось бы остановиться на некоторых моментах, способствующих успешному развитию малого и среднего бизнеса в сфере торговли продовольствием:
- Обязательно осуществляйте постоянный контроль за работой своих сотрудников.
- Вникайте в специфику работы каждого из них. Для этого нелишне какое-то время, что называется, побыть в их шкуре (постоять за прилавком, поработать на кассе и т. д.).
- Проводите постоянный мониторинг рынка, обновляйте ассортимент продукции, в т. ч. и в соответствии с сезоном.
- Как только удастся окупить первоначальные затраты, займитесь расширением собственного дела, постепенно и последовательно открывая новые торговые точки.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Бизнес".