Понятие торгового знака и логотипа компании по российскому законодательству
«Торговый знак» или «торговая марка» в России — термины сугубо теоретические, и потому могут использоваться лишь в обиходе. Нельзя встретить и юридического термина «логотип». Все указанные понятия используются исключительно в законодательстве некоторых зарубежных стран, в России же неприменимы в принципе.
В России охраняются:
- Товарный знак, если речь идет о товарах, производимых коммерческой организацией (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).
- Знак обслуживания, если он служит для обозначения оказываемых предприятием услуг или выполняемых работ (п. 2 ст. 1477 ГК РФ).
Оба термина введены с целью индивидуализации производимого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем продукта. Соответственно, можно сделать вывод о том, что регистрация торгового знака и логотипа организации или ИП невозможна. Возможна лишь регистрация товарного знака и знака обслуживания.
Таким образом, логотип — это графическое изображение или какой-либо символ, который используется без соответствующей регистрации. Для получения исключительного права на логотип ИП или юридическим лицом должна быть произведена регистрация такого права, после чего логотип приобретает статус товарного знака.
При этом в силу п. 1 ст. 1483 ГК РФ регистрация логотипа компании в качестве товарного знака может быть осуществлена только в том в случае, если он обладает признаками индивидуальности, достаточными для его точной идентификации.
Индивидуализирующие признаки могут выражаться в следующем:
- цветовой гамме и сочетании различных цветов;
- тексте;
- изображениях, сопровождающих текст.
После регистрации товарного знака его правообладатель на основании п. 1 ст. 1484 ГК РФ может распоряжаться им по своему усмотрению в пределах, не запрещенных законодательством РФ (для рекламы продукции и ее индивидуализации).
Примечание: в законодательстве также используется термин «коммерческое обозначение». Об отличии его от термина «товарный знак» читайте в другой нашей статье.
Как зарегистрировать логотип
Регистрация логотипа как изображения предполагает, что по завершении процедуры он становится товарным знаком, поэтому далее речь пойдет именно о регистрации последнего.
Уполномоченным государственным органом, компетентным оказывать данную услугу, является Роспатент, в соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральной службе…» от 24.05.2011 № 673 и соответствующим положением, утвержденным постановлением Правительства от 21.03.2012 № 218.
Процедура регистрации предусматривает несколько этапов:
- Формирование и направление в Роспатент заявки с прилагаемыми документами в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минэкономразвития от 20.07.2015 № 482 (далее — Правила). Форма самой заявки утверждена приложением № 1 к Правилам.
- Получение заявки Роспатентом, опубликование ее в официальном бюллетене для того, чтобы любой желающий мог ознакомиться с поступившими документами.
- Формальная экспертиза заявки на предмет правильности ее составления и наличия всех необходимых документов.
- Экспертиза заявленного товарного знака или знака обслуживания.
- Уплата заявителем государственной пошлины.
- Регистрация логотипа как товарного знака в государственном реестре.
- Выдача заявителю свидетельства по форме, утвержденной обозначенным выше приказом Минэкономразвития.
- Публикация сведений о факте регистрации.
Принятое решение может быть обжаловано по правилам, установленным ст. 1500 ГК РФ.
***
Итак, юридического термина «логотип» законодательство РФ не содержит. Регистрация логотипа предполагает, что изображение/символ становится товарным знаком. Осуществляет данную государственную услугу Роспатент. Основанием оказания услуги служит направленная заявка по установленной законодательством форме. Результатом становится выдача хозяйствующему субъекту (ИП или юридическому лицу) соответствующего свидетельства.