Продажа товарного знака - нюансы оформления сделки

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Продажа товарного знака представляет собой передачу исключительного права на данный объект гражданских прав с надлежащим документальным оформлением факта покупки. Подробнее об особенностях купли-продажи товарного знака расскажем в этом материале.

Товарный знак и права на него: общие вопросы

Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) в ст. 1477 определяет товарный знак как специальное обозначение, чье назначение состоит в индивидуализации товарной продукции и исключительное право на которое заверяется соответствующим свидетельством.

Товарное обозначение позволяет индивидуализировать продукцию, по поводу которой оно зарегистрировано, с помощью размещения знака:

  • на продукции (этикетки и упаковки);
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, сопровождающей внедрение продукции в гражданский оборот;
  • в рекламных предложениях, объявлениях и на вывесках;
  • в наименовании доменов в интернете и т. д.

Зарегистрированное товарное обозначение и право на него не позволяют сторонним субъектам без согласия правообладателя применять схожие знаки на продукции, для которой оригинал товарного знака оформлен, либо на схожих товарах, если такое применение ведет к вероятности смешения двух знаков.

Исключительное право на товарный знак может быть передано другому лицу в рамках процедуры, предусмотренной ст. 14881490 ГК РФ.

Кто может продать товарный знак

Согласно ст. 1478 ГК РФ владельцами исключительных прав на рассматриваемые обозначения являются:

  • организации;
  • ИП.

В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 1484 ГК РФ правообладателями являются субъекты, на имя которых оформлен товарный знак.

Регистрационные действия производятся Роспатентом по заявке. Одно заявительное обращение формируется на одно обозначение, и соответственно, на каждый товарный знак выдается отдельный документ о регистрации.

У продающей товарное обозначение стороны должны быть подтверждающие документы, а именно:

  1. Удостоверение личности, а также документы, подтверждающие статус субъекта (свидетельство о регистрации ИП, либо документ, подтверждающий право действовать от имени фирмы без доверенности, либо доверенность).
  2. Действительное свидетельство на тот знак, который предполагается к отчуждению.

Помимо рассмотренных выше ГК РФ предоставляет права на товарный знак объединению субъектов (ст. 1510). Такое обозначение называется коллективным знаком. В документации на коллективный знак указываются все лица, которые имеют право на него.

Общие положения о покупке товарного знака и отличие отчуждения исключительных прав от предоставления прав пользования

ГК РФ предусматривает две формы управления правомочиями на товарное обозначение.

  1. Отчуждение исключительных прав (ст. 1488 ГК РФ) — процедура, в рамках которой правообладатель полностью передает исключительные права на товарный знак в отношении продукции, для обозначения которой он зарегистрирован.
  2. Предоставление прав пользования (ст. 1489 ГК РФ) — оформляется лицензионным договором и представляет собой временную передачу в пользование правомочий на товарный знак в рамках и на условиях, согласованных в договорной документации.

Очевидно, что процедура продажи товарного знака — это его отчуждение. В соответствии с п. 2 ст. 1488 ГК РФ отчуждение невозможно, если существует риск заблуждения потребителей в отношении товарной продукции или ее производителей. Существует ряд критериев, позволяющих оценить вероятность потребительского заблуждения. Оценку возникновения такой вероятности производит Роспатент при осуществлении процедуры регистрации договора о продаже исключительных прав на товарные знаки.

Оформление продажи товарного знака

Продажа товарного знака осуществляется по модели сделки купли-продажи, однако договор купли-продажи в этом случае не используется. Вместо него применяется договор об отчуждении исключительных прав на товарный знак. Рассматриваемый договор является:

  • консенсуальным;
  • взаимным;
  • возмездным либо безвозмездным.

В документе необходимо указать следующие моменты:

  1. Стороны договора. На стороне продавца выступает правообладатель товарного знака, то есть юрлицо или ИП. Аналогичный статус должен иметь покупатель.
  2. Предмет договора — существенное условие. Предметом являются удостоверенные свидетельством исключительные права на товарное обозначение.
  3. Цена сделки — также существенное условие договора. Стоимость передаваемых прав стороны устанавливают по согласованию друг с другом.
  4. Период действия договора — не является существенным условием, но, как правило, устанавливается сторонами и зависит от продолжительности действия исключительного права на товарный знак.

Форма рассматриваемой сделки определяется специальным порядком ее оформления. В соответствии со ст. 1490 ГК РФ договор должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован в Роспатенте. Порядок регистрации подробно описан в нашей тематической статье.

Содержание договора об отчуждении товарного знака

Предмет, условие о цене договора, права, обязанности и ответственность контрагентов по сделке составляют основу содержания договора продажи товарного знака. При согласовании этих условий сторонам целесообразно руководствоваться положениями п. 4 ст. 454 ГК РФ и, соответственно, общими нормами о купле-продаже.

Ключевая обязанность продавца — передача исключительных прав на товарный знак. Исполняется эта обязанность посредством обращения в Роспатент для надлежащей регистрации сделки. Срок обращения за такой регистрацией должен определяться сторонами самостоятельно. Основная обязанность покупателя — совершение действий, необходимых для проведения процедуры отчуждения, а именно — по оплате передаваемых прав.

Специальная норма об ответственности при передаче товарного знака установлена в п. 5 ст. 1234 ГК РФ. Нарушение обязательств по оплате переданного права может повлечь односторонний отказ от договора со стороны продавца, если перерегистрация права еще не произошла, либо перевод прав обратно (через суд), если перерегистрация прав состоялась. В остальном условия договора основываются на общих положениях о гражданско-правовой ответственности.

***

Таким образом, продажа прав на товарные знаки — процедура, предусмотренная действующим законодательством, но требующая специального порядка оформления. Помимо заключения договора необходимо произвести регистрацию перехода права в Роспатенте.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал