Социальные сети уже давно не только платформы для развлечения, но и полноценный инструмент привлечения представителей целевой аудитории. Однако часто контент, который создан под заказ и стоил вполне существенных денег, используется самыми разными лицами без одобрения со стороны правообладателя. При этом нарушители не нажимают «кнопку» поделиться, а копируют посты целиком и выставляют в своих группах или на своих страницах. Что делать в таком случае?
Прежде всего следует отметить, что социальные сети не являются каким-то уникальным явлением с точки зрения защиты авторских прав. На них распространяются общие правила. Поэтому, если объём допустимого цитирования превышен, а сделавшее это лицо не указывает источник или указывает, но правообладатель не давал на это согласие, то скопированный материал признаётся плагиатом.
Для обнаружения скопированного контента следует применять все доступные средства поиска копий документов, размещённых в интернете, такие как сервисы text.ru, Advego, eTXT и другие. Можно использовать и поисковые системы, а особенно поиск по картинкам.
Таким образом можно получить ссылки на сайты, где размещён плагиат.
Кто владеет правами на контент?
Изначально все права принадлежат авторам текстовой и визуальной части. Нужно грамотно составить с ними договор, по которому имущественные права перейдут к заказчику контента. Что касается неимущественных прав, то они остаются за автором и позволяют ему указывать определённые произведения в качестве своих работ, к примеру, в портфолио.
Необходимо грамотно оформить правоотношения с исполнителями, предусматривающие переход исключительных прав к заказчику. Для этого с автором нужно заключить договор, дающий возможность распоряжаться текстом, изображениями и видео по своему усмотрению, а также защищать контент от нарушителей. Если контент создан самостоятельно, то он изначально принадлежит автору и владельцу ресурсов в социальных сетях. Необходимо сохранять все исходники и черновики, задепонировать важные материалы, отправлять письма с контентом самому себе по электронной почте и не открывать до востребования.
Использование чужих постов может повлечь за собой определённую ответственность.
Как защищать свои авторские права
Для защиты авторских прав можно попробовать обратиться непосредственно к нарушителю, потом к администрации социальной сети, хостинг-провайдеру и в судебные инстанции.
В случае, если нарушитель не желает проблем, совершил плагиат не по злому умыслу, то скорее всего он сразу же удалит контент. Однако особенность социальных сетей такова, что нарушителем может быть ребёнок, а также человек, который предпочитает не просматривать систему личных сообщений вовсе.
Нужно понимать, что нарушение придётся зафиксировать. В некоторых случаях для этого выполняется нотариальный осмотр сайта. Это может потребоваться, если появится необходимость обращаться в судебные инстанции.
Может помочь и отправка сообщений с соответствующим содержанием администрации социальной сети или хостинг-провайдеру. Уже в самом первом обращении необходимо привести доказательство того, что авторские права принадлежат тому, кто пытается их защитить.
Нарушения пресекаются и с помощью мероприятий, проводимых в рамках попыток досудебного урегулирования конфликта. Для этого к нарушителю отправляется досудебная претензия. Действующим законодательством установлено, что это обязательный шаг. Все предыдущие шаги не относятся к обязательным, их можно выполнять своими силами, а на этапе подготовки досудебной претензии рекомендуется обращение к профессиональному юристу, работающему в сфере защиты авторских прав. В досудебной претензии необходимо указать, что пост принадлежит вам и сослаться на ст. ст. 1229, 1270 и 1301 ГК РФ. Можно привести и сумму, которую владелец исключительных прав намерен получить от нарушителя в виде компенсации.
Защита прав в суде
С нарушителя можно попытаться получить сумму до 5 млн рублей, но на практике суды довольно серьёзно снижают размер компенсации. Обычно российские суды выносят постановление о выплате компенсации только в том случае, если нарушитель извлекал из публикации контента коммерческую выгоду.
Если нарушителем является физическим лицом, то необходимо обратиться в суд общей юрисдикции, а если юридическим, то — в арбитражный суд. Непременно потребуется выяснить и личность ответчика.
Судебная практика по делам о нарушении авторских прав обширна. При наличии доказательств авторства или владения исключительными правами суд становится на сторону правообладателя.
Как обезопасить свой контент
Нужно понимать, что социальные сети — это не та среда, в которой публикуется что-то важное и нужное. Обычно посты делаются в самые короткие сроки, а графика берётся из открытых библиотек изображений и используется на основании лицензии.
Большое значение имеет и содержание пользовательского соглашения. В этих документах платформы предоставляют данные об авторских правах на размещенный контент. Вы узнаете, как защитить свои права и случайно не нарушить чужие.
Так, VK ввёл правило о том, что пользователь, размещая на ресурсе свой авторский контент, автоматически предоставляет другим пользователям право использовать его в рамках функционала сайта исключительно в личных некоммерческих целях.