В каких именно ситуациях допускается сдача билета
Порядок возврата проездных документов на междугородние автобусы определен нормами ст. 23 Устава от 08.11.2007 № 259-ФЗ. До начала поездки пассажир может это сделать в любое время, причина возврата не важна.
Если автобус уже ушел, пассажир может возвратить билет на протяжении трех часов с момента его отъезда. Если же невозможность сесть на автобус вызвана не задержкой, а уважительными причинами, например заболеванием, чрезвычайной ситуацией, то у пассажира сохраняется право получить деньги обратно в течение трех суток.
Ч. 1 ст. 23 ФЗ № 259 дает ответ на вопрос, сколько денег вернется пассажиру за сданный билет:
- в случае обращения по этому вопросу за 2 часа до отправления автостанция обязана вернуть 95 процентов цены проезда;
- если до ухода автобуса остается меньше 2 часов — 85 процентов;
- при опоздании на срок до трех часов либо в течение трех суток после отправления при наличии уважительной причины (болезнь, несчастный случай, и т. д.) — 75 процентов.
Важно! Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 259, когда автобус уже ушел и с этого момента прошло меньше трех часов, вы можете переоформить билет на другое время, но нужно доплатить 25% от его стоимости. До начала поездки поменять билет можно бесплатно.
Деньги, уплаченные за перевозку багажа, возвращаются по тем же правилам и в том же порядке, что и за билеты.
Когда разрешено сдать билет на автобус за 100 процентов его цены
Автовокзал, согласно п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 259, обязан возвратить полную стоимость проездных документов, если поездка не состоялась по вине транспортной организации в следующих случаях:
- отмена рейса;
- задержка отправки автобуса;
- непредоставление пассажиру указанного в билете места либо предоставление менее комфортного (более дешевого) места, нежели указано в билете.
Обратите внимание! Если пассажир не возражает против поездки на более дешевом месте, то разница между уплаченной стоимостью билета и фактической стоимостью проезда должна быть компенсирована.
Процедура сдачи билета на автобус
Подробный ответ на вопрос о том, как вернуть билет на автобус, содержится в Правилах перевозки пассажиров (введены в действие постановлением Правительства РФ «Об утверждении...» от 14.02.2009 № 112).
Согласно пп. 79 и 80 Правил за возвратом денег пассажиру необходимо обратиться в кассу автовокзала, где был приобретен билет, либо в иной пункт, указанный перевозчиком.
Возврат билета и получение за него денег обратно производится по устному заявлению пассажира. Если деньги были уплачены наличными, то они будут возвращены в момент обращения. За полученные деньги с учетом суммы вычета пассажиру необходимо расписаться в специальной ведомости в кассе автовокзала и возвратить купленный билет.
Если сдача билета производится в течение трех дней после рейса, необходимо предъявление документа, подтверждающего наличие заболевания, либо иных чрезвычайных обстоятельств, поскольку только в этом случае вернут деньги.
Если билет приобретался за безналичный расчет, то деньги вернут на карту в течение 10 дней с момента обращения (ч. 2 ст. 23 ФЗ № 259). О том, почему в отношении безналичных средств применяется такой порядок, можно узнать из нашей статьи.
***
Закон четко определяет, в каких случаях и каким образом пассажир может сдать билет на междугородний автобус. За три часа до поездки билет можно сдать без всяких санкций.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Защита прав потребителей».