Возможен ли возврат денег на карту при возврате товара?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Возврат денег на карту при возврате товара интересует всё больше потребителей, что вызвано не только увеличившимся числом безналичных расчетов, в том числе с участием физических лиц, но и возросшим количеством интернет-покупок. Кроме того, вопрос интересен и юридическим лицам, которые вынуждены возвращать денежные средства за товар. Из статьи читатель узнает, в каких случаях можно осуществить возврат уплаченных ранее средств на банковскую карту покупателя и при каких условиях.

Возврат товара, оплаченного банковской картой

Возврат оплаченного банковской картой товара осуществляется на основании норм закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — закон 2300-1-ФЗ), и основания для возврата не обладают никакими особенностями по сравнению с аналогичной процедурой при оплате товара наличными средствами. Особенности имеются только у порядка возвращения суммы уплаченных за товар средств.

Осуществить возврат потребитель имеет право в следующих случаях:

  • когда им были обнаружены какие-либо заранее не оговоренные продавцом недостатки товара;
  • при обнаружении в технически сложном товаре недостатков, признаваемых законодателем существенными, либо при нарушении сроков устранения недостатков, появления аналогичных недостатков вновь после ремонта товара;
  • отсутствие у продавца аналогичного товара для замены возвращаемого покупателем.

Способы возврата средств за возвращенный товар

Однозначной точки зрения на вопрос о том, в каком порядке должен быть осуществлен возврат денег за оплаченный банковской картой товар, наличными деньгами либо переводом обратно на счет покупателя, нет.

Сторонники возможности возврата любым доступным способом ссылаются на отсутствие каких-либо ограничений в Положении ЦБ РФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24.12.2004 № 266-П.

Последователи мнения об обязанности организации производить возврат безналичным путем (если оплата товара была произведена картой) приводят в качестве аргумента письмо УФНС России по г. Москве от 15.09.2008 № 22-12/087134. В соответствии с письмом возврат денег при возврате товара, оплаченного безналичным способом, производится также безналичным путем на основании следующих документов покупателя (кроме заявления):

  • кассовый чек;
  • платежная карта.

В некоторых случаях может потребоваться паспорт, о чем можно прочитать в нашей статье.

Однако указанное письмо не носит характера нормативного документа и содержит исключительно субъективное мнение конкретного налогового органа, потому однозначного ответа не дает.

Исходя из принципа диспозитивности гражданско-правовых отношений, в силу которого разрешены любые действия, прямо не запрещенные законом, можно сделать вывод, что возврат может быть осуществлен как наличными денежными средствами, так и возвратом денежных средств на счет покупателя. При этом главным условием возможности возврата на банковскую карту является волеизъявление сторон. Предприятие вправе вернуть деньги покупателю тем способом, который указан в его заявлении на возврат.

Сроки перечисления денег на карту покупателя

Законом предусматривается обязанность продавца произвести возврат денег по заявлению своего покупателя в следующие сроки:

  1. В течение 3 дней, если у продавца не оказалось товара, аналогичного проданному, который желал обменять покупатель (п. 2 ст. 25 закона 2300-1).
  2. В течение 10 дней в остальных случаях, например, при предъявлении потребителем требования о возврате денег за товар, не отвечающий требованиям по его качеству. Данный срок установлен ст. 22 закона 2300-1.

Непосредственно же перечисление денежных средств, в силу требований п. 5 ст. 5 закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ, составляет до 3 дней.

Особенности возврата на кредитную карту

Возврат денег на кредитную карту при возврате товара осуществляется по общим правилам перечисления средств при возврате товара, оплаченном безналичным путем. Но в этом случае возврат может производиться с определенной особенностью. Так, в соответствии с п. 6 ст. 24 закона 2300-1 при покупке товара с использованием заемных (кредитных) средств продавец при возвращении некачественного товара обязан возвратить:

  1. Стоимость оплаченного товара.
  2. Проценты по кредитному договору (договору займа).

Поскольку кредитная карта предполагает возможность использования средств в кредит, то купленный в рамках кредитного лимита товар является купленным в кредит. Следовательно, при удержании с владельца карты процентов за оплату товара таким способом, продавец обязан возместить данные убытки покупателю.

Требование закона о возврате процентов по кредиту при возврате товара не распространяется на случаи, когда он осуществляется по инициативе покупателя при отсутствии аналогичного товара для замены качественного товара.

***

Таким образом, законодатель не устанавливает ограничений на возможность возврата денег на карту при возврате товара. При этом от покупателя потребуется предъявить кассовый чек и саму карту, с которой производилась оплата. Если оплата была произведена по кредитной карте, то продавец также обязан компенсировать покупателю проценты по кредиту, если товар оказался некачественным.

***

Больше полезной информации — в рубрике "Защита прав потребителей".

Источники:
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1
  • Закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ
  • Положении Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24.12.2004 № 266-П
  • Письмо УФНС России по г. Москве от 15.09.2008 № 22-12/087134
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал