Понятие и виды административного процесса в России
Термин «административный процесс» в теории российского права давно является сложным и дискуссионным. По состоянию на 2017–2018 годы большинство ученых-юристов определяет это понятие двояко:
- В широком смысле понятие административного процесса включает в себя систему различных юридических производств, с помощью которых органы государственного управления страны выполняют возложенные на них задачи. Под производствами в данном случае понимается ряд сходных по структуре действий: рассмотрение жалоб граждан, принятие нормативных актов, решение организационных вопросов внутри административного аппарата и т. д. Точное количество разного рода производств подсчитать крайне трудно, тем более что различные теоретики производят деление по разным признакам и на разных основаниях (например, административный процесс можно рассматривать с точки зрения досудебного разбирательства и разрешения дела в суде). Таким образом, общепринятой теории административного процесса на сегодняшний день пока нет.
- В узком смысле под административным процессом понимается судопроизводство по административным делам — делам, связанным с оспариванием действий или решений государственных органов, а также с иными публичными правоотношениями. Ранее не было необходимости специально выделять этот вид административного процесса, поскольку такого рода вопросы рассматривались в рамках гражданского процесса.
В дальнейшем в статье мы будем рассматривать административный процесс именно в широком смысле, не забывая, однако, и об административно-процессуальных нормах.
Основные виды административных процессов по Кодексу административного судопроизводства
В сентябре 2015 года началось введение в действие Кодекса административного судопроизводства. Полностью введение административного процесса завершено в 2017 году. В соответствии с данным кодексом (КАС РФ), видами административного процесса являются:
- оспаривание нормативных актов;
- работа Дисциплинарной коллегии судей;
- защита избирательных прав;
- споры о стоимости недвижимости по кадастру;
- споры о компенсациях за нарушение прав в судах;
- споры о деятельности общественных и религиозных организаций, политических партий;
- споры о депортации иностранцев;
- вопросы административного надзора;
- вопросы принудительной госпитализации и психиатрического освидетельствования;
- принудительное лечение от туберкулеза;
- взыскания платежей, установленных законом.
Какие еще процедуры являются административными процессами?
Если же рассматривать административный процесс в широком смысле, то в него можно включить:
- принятие нормативных актов исполнительной власти;
- лицензирование и выдачу разрешений;
- государственную регистрацию;
- делопроизводство.
В целом административный процесс может включать в себя и иные виды, связанные с процессом управления государством.
Принципы административного процесса в России
К принципам административного процесса относятся:
- Законность. Это общеправовой принцип, который, однако, важен и в административном процессе. Принцип законности означает, что в своей работе как суды, так любые другие государственные органы должны применять нормы законодательства надлежащим образом и действовать только в пределах своей компетенции, не допуская произвола в административном процессе.
- Охрана законных интересов как государства, так и личности. Смысл существования государственных органов — в соблюдении интересов как России в целом, так и ее субъектов. При этом Конституция РФ, и другие основные акты подчеркивают, что интересы конкретной личности должны быть защищены в неменьшей степени. Следовательно, административный процесс управления должен основываться на разумном балансе этих не всегда схожих интересов.
- Гласность. Информация о ходе административного процесса должна быть в равной степени доступна его участникам и всем заинтересованным лицам.
- Равенство. Все участники административного процесса равны перед законом.
- Разумность сроков и расходов. Процесс не должен быть искусственно затянут, любое увеличение сроков в обязательном порядке аргументируется.
Применительно к судебному административному процессу можно дополнительно выделить следующие принципы:
- независимость суда;
- состязательность;
- исследование всех доказательств.
Стадии административного процесса в суде и деятельности исполнительной власти
При рассмотрении административного процесса в широком смысле можно отметить, что он включает в себя следующие стадии:
- Анализ ситуации. На этой стадии участники административного процесса изучают сложившееся положение и нормы, его регулирующее.
- Принятие решения. Здесь суд или орган исполнительной власти оценивает информацию с точки зрения права и выбирает конкретный вариант дальнейших действий.
- Исполнение. Решение, принятое на предыдущей стадии административного процесса, осуществляется.
- Обжалование. Эта стадия присутствует не всегда. На ней заинтересованные участники административного процесса, несогласные с решением, пытаются его изменить.
Если же брать административный процесс только в рамках судопроизводства, то деление на стадии будет несколько другим:
- Подача иска.
- Подготовка дела.
- Разбирательство.
- Вынесение решения.
- Обжалование в порядке апелляции, кассации.
В этом плане можно провести аналогию между гражданским, уголовным и административным процессом.
Структура административного процесса
Вопрос о составляющих административного процесса до сих пор служит поводом для дискуссий. Так, в теории российского права структура административного процесса выглядит следующим образом:
- Правотворчество.
- Наделение правами соответствующих лиц (государственных органов, граждан, организаций и т. д.).
- Судебное рассмотрение дел.
Однако это деление не является общепринятым. Согласно другому подходу, в перечень элементов административного процесса надо включать:
- Управление.
- Принуждение с помощью мер административной ответственности.
- Судопроизводство.
Участники административного процесса
Вне зависимости от подхода в административном процессе могут принимать участие:
- Государственные органы и должностные лица.
- Суд.
- Заинтересованные лица (привлекаемые к ответственности, потерпевшие и т. д.).
- Иные участники административного процесса, которые способствуют его развитию. К ним следует относить свидетелей в судах, экспертов и специалистов, понятых и других лиц, которые не заинтересованы в исходе дела или принятии управленческого решения, но без чьей помощи осуществление административного процесса невозможно.
Главные требования к субъектам административного процесса
Чтобы конкретный гражданин смог стать участником административного процесса, к нему предъявляется ряд требований. Вот главные из них:
- Наличие правоспособности. Для граждан правоспособность возникает с рождения, для юридических лиц и органов власти требуется принятие соответствующего решения и государственная регистрация.
- Наличие дееспособности. Для организаций и управленческих структур это требование не имеет значения, но гражданин может быть недееспособным в силу возраста либо заболевания — в этом случае от его имени в ходе административного процессавсе действия будут осуществляться представителями.
- Наличие интересов в процессе. Если лицо не может доказать, что судебное решение или действия органов управления затрагивают его интересы, его позиция не будет принята во внимание.
***
Таким образом, понятие административного процесса неоднозначно. Можно рассматривать его в широком смысле — как управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц — либо в узком смысле — как процесс административного судопроизводства, урегулированный Кодексом административного судопроизводства. Кроме того, административным процессом можно назвать процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях.