30-страничная концепция декларирует общие направления реформы КоАП и расставляет акценты на проблемных местах, требующих кардинальной модернизации. В частности, документ содержит следующие реформаторские положения:
- разнесение административных правонарушений (АП) по категориям в зависимости от степени и характера вреда для общества;
- установление административной ответственности с учетом соразмерности степени и характера общественной вредности АП, а также с учетом риск-ориентированного подхода при проведении проверок госконтроля (надзора) и применении мер административного принуждения;
- выделение индивидуальных предпринимателей в отдельный субъект административных правонарушений (в настоящее время субъектами АП являются граждане, должностные лица и юридические лица);
- признание физического или психического принуждения обстоятельством, исключающим противоправность деяния наравне с крайней необходимостью;
- сокращение предельного срока административной приостановки деятельности и отнесение ее к мерам обеспечения производства по делам об АП с одновременным исключением из перечня административных наказаний;
- упразднение возможности вынесения нескольких наказаний при одновременном выявлении однородных АП, ответственность за которые предусмотрена Особенной частью кодекса;
- установление общего правила, по которому гражданам, впервые совершим негрубое АП без отягчающих обстоятельств, наказание выносится в виде предупреждения;
- уточнение сроков давности привлечения к административной ответственности с учетом правила: максимальный срок давности по АП не может быть больше минимального по уголовному преступлению, то есть двух лет (исключение допускается для случаев привлечения к административной ответственности юрлиц);
- введение возможности замены одного вида наказания другим без нового рассмотрения дела по существу в ситуациях, когда вынесенное наказание не может быть исполнено по объективным причинам;
- создание в КоАП специальной главы для регулирования особенностей административной ответственности за АП, совершенные лицами в возрасте от 16 до 18 лет;
- введение правила о невозможности одновременного привлечения к ответственности юрлица и работника за одно и то же АП (исключение составят случаи, когда и юрлицо, и виновный работник ничего не сделали, чтобы предотвратить правонарушение).
Концепцией предусмотрено введение упрощенного механизм взыскания штрафов суммой не больше 10 000 рублей. Постановление о назначении штрафа будет направляться судебным приставам в электронном виде, а те взыскивать средства с банковских счетов граждан в автоматическом режиме без возбуждения исполнительного производства.
Согласно концепции, в рамках реформы КоАП планируется также обеспечить участникам административного процесса возможность получения сведений о текущей стадии производства по делу, времени и месте составления протокола и прочей информации по делу по интернету (при наличии технической возможности у органа административной юрисдикции).
Концепция нового Кодекса об административных правонарушениях в целом одобрена на совещании у Председателя Правительства РФ 05.06.2019.
Модернизация КоАП РФ будет проходить параллельно с реформой контрольно-надзорной деятельности. Предполагается, что новый кодекс и новое законодательство в сфере госконтроля (надзора) вступят в силу одновременно — с 01.01.2021.
***
Больше информации по теме — в рубрике Административные правонарушения и ответственность.