Минюст разработал порядок осуществления контроля реализации таких мер пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых лиц, как домашний арест, залог и запрет определенных действий. Проект соответствующего совместного приказа Минюста, МВД, СК и ФСБ РФ представлен на публичное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу.
Мера пресечения в виде запрета определенных действий регламентируется статьей 105.1 УПК РФ, введенной законом от 18.04.2018 № 72-ФЗ. Действует в России с 29.04.2018 и может быть установлена в любой момент производства по уголовному делу.
Предполагается, что лицо, в отношении которого суд решит применить меру пресечения в виде запрета определенных действий, будет давать подписку об ознакомлении с информацией о том, что:
- уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) имеет право в любое время, кроме ночного, беспрепятственно проверять местонахождение лица в периоды, когда ему запрещено покидать свое жилище;
- для контроля соблюдения лицом запрета определенных действий УИИ вправе применять электронные, аудиовизуальные и другие технические средства;
- в случае несогласия проживающих с лицом граждан на установку в жилом помещении аудиовизуальных средств контроля есть ограничения на их применение.
Для указанной подписки Минюстом разработана специальная форма.
Также проект приказа предусматривает выдачу несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым памятки о том, что с учетом конкретных обстоятельств суд может в отношении них наложить запрет на совершение следующих действий:
- выходить за пределы своего жилища в определенные промежутки времени;
- приближаться к определенным объектам и находиться в определенных местах;
- контактировать с определенными лицами;
- участвовать в определенных мероприятиях и просто посещать их;
- пользоваться телефоном, интернетом и почтово-телеграфными услугами связи.
В памятке несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым будет сообщаться о возможном применении в отношении них технических средств контроля и ответственности за их повреждение или уничтожение наряду с ответственностью за неисполнение наложенного запрета на определенные действия. Последствием названных нарушений может стать решение суда об изменении меры пресечения на более суровую.
Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза проекта совместного приказа силовых ведомств об утверждении порядка осуществления контроля исполнения мер пресечения, альтернативных заключению под стражу, продлятся до 15.10.2018.
В случае реализации проекта документ заменит собой действующий совместный приказ Минюста, МВД, СК, ФСБ и ФСКН РФ от 11.02.2016 № 26/67/13/105/56 об утверждении аналогичного порядка. В порядок контроля других мер пресечения (кроме запрета определенных действий) внесения значительных изменений не запланировано.