Судмедэкспертиза несовершеннолетних является одной из самых сложных судебно-медицинских экспертиз, что, прежде всего, связано с возрастными и психологическими особенностями несовершеннолетних. Особое отношение к судмедэкспертизе данной категории лиц связано, в первую очередь, с предоставлением несовершеннолетним дополнительных гарантий защиты прав и интересов в уголовном процессе и экспертном исследовании.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних: порядок проведения
Несовершеннолетние лица в силу своего психического, физического и умственного развития не могут в полной мере использовать и защищать свои права и интересы в процессе судебного производства и экспертизы. Вследствие этого все этапы судмедэкспертизы несовершеннолетнего построены с учетом вышеприведенных факторов. Экспертное исследование подростка состоит из следующих обязательных стадий:
- Ознакомление экспертом с материалами уголовного (гражданского) производства.
- Выбор метода исследования и составления плана проведения экспертного исследования.
- Ознакомление экспертом с социальными, бытовыми, семейными, учебными и другими аспектами жизни несовершеннолетнего. Эксперт может предварительно проводить беседы с воспитателями, друзьями, родственниками подэкспертного для получения информации о его характере, темпераменте и поведении.
- Беседа с подэкспертным. На данной стадии эксперт в дружелюбной и спокойной форме задает вопросы несовершеннолетнему по поводу обстоятельств дела, последствий совершенного деяния и др. Эксперту запрещено во время беседы с несовершеннолетним использовать угрозы, обман, психологическое давление и другие незаконные методы.
- Проведение экспертного исследования. На данном этапе эксперт проводит осмотр несовершеннолетнего в соответствии с поставленными задачами и целями уголовного (гражданского) производства.
- Составление заключения экспертизы. На данной стадии эксперт должен объективно проанализировать и оценить всю полученную в ходе экспертного исследования информацию, а также дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.
Основные аспекты и нюансы судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетнего
Судмедэкспертиза несовершеннолетнего может проводиться не только в отношении подростков, но и в отношении детей школьного и дошкольного возраста. Исходя из этого, в проведении такой процедуры могут принимать участие не только судебно-медицинские эксперты и эксперты-психиатры, но и педагоги, детские врачи. Экспертное исследование несовершеннолетних базируется на специально созданных методах, которые выбираются в зависимости от возраста и психического здоровья досматриваемого.
Эксперт в процессе экспертного исследования должен учитывать, что в юношеском возрасте происходит социализация личности, адаптация к общественному порядку, развиваются познавательные процессы. Поэтому в данный период несовершеннолетние склонны к неправильному, ложному восприятию и оценке явлений окружающего мира.
Во время обследования несовершеннолетнего эксперт также анализирует поведение и характер подростка: агрессивность, склонность к фантазированию и внушаемости, лидерские качества, инфантильность, закрытость, апатичность, нервозность, повышенная возбудимость и др.
Существуют случаи, когда в уголовном производстве жертвой преступлений против жизни и здоровья человека, его половой неприкосновенности и свободы являются несовершеннолетние лица. В таком случае судебно-медицинскому эксперту нужно обнажить и исследовать определенные части тела подростка, что на практике вызывает определенные трудности. Эксперт, проводящий обнажение несовершеннолетнего, должен быть с ним одного пола. Педагог, участвующий в экспертном исследовании такого вида, должен понятно и доступно объяснить подростку о цели и безопасности процедуры.
Судебно-медицинская экспертиза несовершеннолетнего – это комплекс сложных организационных, правовых, психологических и медицинских методов, направленных на решение задач судебного процесса. В ходе проведения экспертного исследования подростка нужно максимально учитывать физиологические и психологические особенности несовершеннолетних, их социальную неадаптированность.