Претензионный порядок разрешения спорных ситуаций может иметь положительные стороны как возможность урегулировать разногласия без обращения к служителям Фемиды, так и отрицательные моменты, когда обязательная досудебная процедура оттягивает момент действительного восстановления нарушенных прав. О том, что такое досудебная претензия и как с ее помощью уладить договорные противоречия, расскажем в этой статье.
В чем состоит претензионный порядок урегулирования споров
Претензионный порядок разрешения конфликтов в рамках договорных отношений представляет собой последовательность действий, когда стороны самостоятельно, без обращения или до обращения в суд пытаются восстановить нарушенные права или урегулировать возникшие разногласия. Фактически претензионный порядок состоит в том, что одна из сторон отношений, как правило, та, которая считает, что ее права нарушены, обращается к другой стороне со специальным письмом – претензией. В претензии отправитель объясняет свою позицию и предлагает получателю варианты разрешения спорной ситуации.
Способ выхода из конфликта с помощью претензионного порядка может быть предусмотрен:
- в договоре (и тогда обращение к оппоненту с претензией перед отправкой искового заявления в суд становится обязательным для сторон сделки);
- в законе.
В случае законодательного требования о претензионном порядке разрешения конфликтной ситуации такая досудебная процедура становится обязательной в отношении всех споров, связанных с определенными нормами права.
Важно понимать, что расхожая фраза «стороны договорились решать все возникающие споры путем переговоров», которую часто можно увидеть в договорах любого вида, не может рассматриваться, как установление претензионного порядка разрешения спорных моментов. Для того чтобы обговорить в договоре обязательность досудебного урегулирования разногласий (претензионный порядок), необходимо определить форму претензионного документа, установить сроки обращения с претензией и время, данное для ответа на нее, а также порядок обращения в суд.
Претензионный порядок обязателен в случаях каких разбирательств
Согласно ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ, неисполнение претензионного порядка выяснения правовых отношений влечет возврат искового заявления обратившемуся с ним в суд или оставление иска без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ и ст. 148 АПК РФ).
Между тем перечень спорных ситуаций, по которым законом установлено требование о досудебном претензионном порядке урегулирования конфликта, достаточно обширен. Это касается не только отношений в рамках гражданского права, но и налоговых, арбитражных, административных правоотношений.
Претензионный порядок (ГК РФ) в рамках гражданского судопроизводства является обязательным в случаях таких разногласий:
- При заключении договора в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ).
- О прекращении или изменениях в договорном документе (ст. 452 ГК РФ).
- При прекращении договора арендной сделки (ст. 619).
- При разрыве отношений по найму и выселении (ст. 687 ГК РФ и ст. 35, 91 Жилищного кодекса).
- Внесение изменений в алиментное соглашение или окончание его действия (ст. 101 Семейного кодекса).
- При прекращении сделки о банковском счете.
- При совершении сделки в рамках госконтракта или муниципального контракта.
- В отношении страховых выплат по ОСАГО.
- По грузоперевозкам, железнодорожным, автомобильным, морским и авиаперевозкам.
- Связанных с доставкой корреспонденции почтой.
- По перевозкам грузов внутренним водным транспортом.
- В отношении перевозки пассажиров автотранспортом.
- При наличии претензий к экспедитору.
- По перевалкам грузов.
- В отношении сервитутов на землю или здания.
- По оказаниям услуг связи.
- При наличии претензии к туроператору.
- По вопросам стандартизации (об отклонении проекта предварительного нацстандарта).
Как подготовить претензию
Претензионный порядок по сути своей заключается в подаче претензии оппоненту. Законодательные акты не содержат обязательной формы претензионного документа, поэтому составляется он в виде обычного письменного обращения. Соблюдая претензионный порядок разрешения спора, в претензии нужно описать следующее:
- Основание возникновения правовых отношений, по поводу которых появилось недопонимание. То есть указывается дата и номер заключенного договора, наименование сторон.
- Причины, приведшие к обращению с претензией (размер долга и порядок его формирования, в чем состоит неоказание услуги или невыполнение работы и т. д.).
- Варианты разрешения проблемы (как можно исполнить обязательства) и сроки.
- Упоминание о том, что претензионный порядок соблюден и дальнейшее невыполнение договорных норм повлечет обращение к суду.
Важно знать: чтобы доказать в суде проведенный досудебный претензионный порядок урегулирования спора, необходимо отправлять претензию почтой заказным письмом с уведомлением (доказательством будет вернувшееся уведомление), либо сдавать оппоненту в 2 экземплярах под роспись (доказательством будет экземпляр с подписью и датой принятия).