Юридические аспекты купли-продажи никнеймов

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Новая платформа сервиса Telegram вызывает юридические вопросы.

Telegram объявил о запуске новой платформы Fragment, которая позволит продавать логины сервиса. Концепция сводится к тому, что презентабельные юзернеймы будут продаваться на аукционе, а владельцы имен получат возможность передавать их заинтересованным лицам в защищенных сделках. Наиболее востребованные на аукционе названия содержат бренды, к примеру, @dior, @adidas, @amazon, @chanel и подобные. Поэтому появился вопрос о степени законности продажи и покупки того, что может нарушать права владельцев брендов.

Создатель Telegram Павел Дуров сообщает, что право собственности получит защиту в блокчейне с помощью смарт-контрактов. Всё легитимное оформление будет производиться с помощью интернет-сервисов и исключает любые другие действия правового характера. Участие в купле-продаже никнейма и становится оформлением договора в его понимании, установленном п. 1 ст. 420 ГК РФ.

Использование договора в целях купли-продажи никнеймов на специальной платформе не противоречит законодательству. Это не снимает со сторон обязанности явно указать его существенные условия, относящиеся к предмету – данные о никнейме и его цене. Никнейм в Telegram невозможно рассматривать самостоятельным объектом интеллектуальной собственности. Это идентификатор, дающий возможность упростить поиск контакта в мессенджере. Идентификаторы могут содержать названия аккаунтов в социальных сетях, а идея по продаже никнейнов не содержит новизны.

Эксперты не находят в законодательстве РФ препятствий для продажи никнеймов через сайты. Они входят в общий перечень digital-активов, сделки с которыми возможны в Интернете. Какие-то особые трудности для заключения договоров в отношении никнеймов отсутствуют. Единственной сложностью становится оплата никнеймов криптовалютой. Однако данная платформа не подчиняется именно российскому праву, поэтому нет препятствий для того, чтобы принимать оплату в криптовалюте.

Что касается никнеймов, которые полностью совпадают с названиями известных брендов или компаний, то эксперты не смогли сойтись на каком-то определённом мнение. Некоторые юристы считают, что само по себе это не является нарушением прав интеллектуальной собственности. Их оппоненты придерживаются мнения о том, что данный подход невозможно считать оправданны, так как обладание спорным никнеймом может содержать угрозу нарушения прав владельца интеллектуальной собственности.

Практически неоспоримым становится мнение о том, что если средство индивидуализации имеет правовую охрану, то любое его использование третьими лицами может быть признано нарушением прав интеллектуальной собственности. Использование, в том числе и предложение к продаже и покупка никнеймов, сходных до степени смешения или тождественных охраняемым средствам индивидуализации, может представлять собой нарушение. В американской системе защиты прав интеллектуальной собственности существует специальный термин, обозначающий подобные правонарушения Username Squatting.

С точки зрения принципов регулирования вопрос с никнеймами нельзя считать уникальным. Однако трудности непременно возникнут с определением юридических действий, которые нужно будет предпринять лицам, считающим свои права нарушенными.

Не исключено, что Telegram установит правила использования, блокировки и передачи никнеймов в ситуациях нарушения исключительных прав на товарные знаки. Возможна блокировка никнеймов в случае появления соответствующего судебного решения, подтверждающего нарушение. Пока же сервис только делает свои первые шаги, поэтому о способах решения конфликтных ситуаций говорить ещё рано.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал