Согласование внеплановой проверки с прокуратурой представляет собой ряд обязательных процедур, установленных законодательно. Подробнее о том, в каких случаях и как проводится согласование с прокуратурой внеплановой проверки, будет рассказано в этой статье.
Что такое внеплановые проверки?
Законом «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ был определен порядок осуществления контролирующих мероприятий в отношении предпринимателей со стороны госорганов.
В соответствии с этим нормативным актом госорганам делегировано правомочие проводить в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей как запланированные, так и внеплановые проверочные мероприятия. При этом к плановым проверочным процедурам были отнесены проверки, проводимые на основании планов, разрабатываемых государственными и муниципальными структурами (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489), в процессе которых осуществляются мероприятия, контролирующие соблюдение предпринимателями законодательных норм.
В свою очередь, проверка вне графика осуществляется не по заранее установленному календарю, а в перечисленных ниже случаях (ст. 10 закона 294-ФЗ):
- Окончание сроков устранения предпринимателем прежде найденных нарушений, отраженных в предписании госоргана.
- Необходимость осуществления незапланированного контроля для выдачи лицензирующей, разрешительной документации или присвоения правового статуса предпринимателю.
- Получение информации о таких фактах, как:
- возникновение угрозы или ухудшение состояния жизни и/или здоровья людей, ущерба фауне или флоре, музейным коллекционным экспонатам;
- несоблюдение прав потребителей.
- Требование прокурора о проведении незапланированных проверочных процедур.
Внеплановые проверочные мероприятия осуществляются в форме:
- проверки документации;
- выездной проверки.
Внеплановая проверка: согласование и уведомление
Процедура проведения незапланированных проверочных мероприятий требует соблюдения ряда формальностей:
- согласования;
- уведомления.
Внеплановые проверочные мероприятия, проводимые по ряду оснований, требуют согласования с прокуратурой по месту нахождения проверяемого предприятия или предпринимателя. К таким проверкам относятся:
- Проверки, проводимые по фактам информирования об угрозах причинения или о причинении ущерба:
- жизни или здоровью людей;
- животному, растительному миру или окружающей среде;
- памятникам истории или культуры народов России;
- музейным ценностям, входящим в Музейный фонд России;
- документации Архивного фонда России;
- документации национального библиотечного фонда, имеющей особое историческое, научное, культурное значение;
- госбезопасности.
Сюда относятся также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Проверки, обоснованные обнаружением при осуществлении госконтроля в порядке пп. 1 и 2 ст. 8.1 закона 294-ФЗ, касающегося деятельности юридического лица или ИП, которая относится к определенной категории риска или классу опасности (например, при обращении с отходами 3 или 4 класса опасности).
Что касается проверок, указанных выше под пунктом 1, то предварительного уведомления проверяемого при их проведении не требуется.
Что касается оснований, указанных в пункте 2, то за сутки до проведения незапланированных выездных контрольных мероприятий проверяемый субъект должен быть уведомлен со стороны проверяющей организации любым подходящим способом коммуникации.
Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки
Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратуройопределен приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (приложение № 1). В соответствии с этой документацией, заявление о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой должно быть составлено по типовой форме. Форма такого заявления утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (приложение № 2).
Направлять такое заявление с прилагаемым комплектом документации следует одним из названных способов (п. 6 приказа Генпрокуратуры 93):
- непосредственно через канцелярию;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в электронном виде, с удостоверением электронной цифровой подписью.
Проверка законности осуществления незапланированных проверочных мероприятий осуществляется в день получения заявления о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой. По итогам рассмотрения на следующий день выносится одно из решений:
- о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой;
- об отказе в согласовании незапланированных проверочных процедур.
Основаниями для отказа в согласовании выездных проверочных мероприятий являются (п. 11 ст. 10 закона 294-ФЗ):
- Отсутствие документации, прилагаемой к заявлению.
- Отсутствие оснований для проведения внеплановых выездных проверочных мероприятий.
- Несоответствие решения проверяющего госоргана о проведении проверки требованиям законодательства.
- Противоречие такого рода внеплановых проверочных процедур действующему законодательству.
- Несоответствие предмета проверочных мероприятий компетенции проверяющих госорганов.
- Проведение проверки по одним и тем же обстоятельствам в отношении одной и той же организации несколькими проверяющими органами.
В каких случаях согласования не требуется?
В некоторых случаях осуществление выездных проверочных процедур не требует предварительного согласования такой процедуры с прокуратурой. Однако говорить в полной мере об отсутствии обязанности оповестить прокуратуру о проверке нельзя.
Дело в том, что не требуют предварительного согласования только те проверки, которые проводятся незамедлительно по фактам нарушений, которые производятся в момент оповещения контролирующих организаций о них. При этом контролирующая организация обязана незамедлительно сообщить в прокуратуру о проведении такой проверки, направив все необходимые документы в течение суток.
Верховный суд РФ уделяет большое внимание моменту реагирования на нарушения в данной области и незамедлительности оповещения органов прокуратуры о проводимых проверочных мероприятиях (в частности, это следует из постановления ВС РФ от 03.04.2017 № 127-АД17-2). Проверка, проведенная без извещения о ней органов прокуратуры, может быть признана незаконной.
***
Таким образом, за небольшим исключением согласование внеплановых проверочных процедур с прокуратурой является действием предварительным, и на момент проверки на руках у проверяющих органов должно быть прокурорское решение, разрешающее проведение такого мероприятия.