Законодательство о проверках малого бизнеса
Порядок проведения проверочных мероприятий в отношении компаний и частных предпринимателей со стороны организаций госконтроля урегулирован законом «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Порядок проведения контролирующих мероприятий со стороны госорганов в отношении мелких бизнесменов определяется ст. 26.1 указанного акта.
К мелким, согласно ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, причисляются фигуранты, соответствующие одному из критериев, предусмотренных п. 1.1 ст. 4, а также предприятия:
- имеющие штат сотрудников не более 100 единиц;
- получившие за предыдущий годовой период предпринимательский доход не более 800 млн руб.
Проверки малого бизнеса отложены на 5 лет или на 3 года? Действует ли мораторий на проверки малого бизнеса?
В соответствии с перечнем поручений по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 04.12.2014 № Пр-2821 от 05.12.2014 был подписан закон «О внесении изменений…» от 13.07.2015 № 246-ФЗ, который внес крайне важные для малой коммерции коррективы в закон № 294-ФЗ. Так, ст. 26.1 определила, что в отношении мелкой коммерции, за исключением субъектов, о которых шла речь выше, запланированные проверки не проводятся с 01.01.2016 по 31.12.2018. Следовательно, общий период моратория составил 3 полных года.
Рассматриваемое правило породило ряд прав и обязанностей для обеих сторон проверочного процесса. Так, субъект вправе обратиться в контролирующие госорганы с заявлением об исключении из годичного графика проверок. Если информация подтвердится, то организация исключается из графика проверочных мероприятий.
В обязанность государственных органов входит проверка отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в том числе при структурировании ежегодных графиков проверочных мероприятий. Если в результате оказывается, что проверки в отношении организации проводить нельзя, такая фирма исключается из графика. Если же тот факт, что организация относится к субъектам малого предпринимательства, устанавливается в ходе проверочных мероприятий (то есть тогда, когда проверка уже начата), контролирующий орган обязан в силу ст. 26.1 ФЗ № 294 прекратить проверку.
Для всех ли случаев установлен запрет на внеплановые проверки малого бизнеса?
Несмотря на мораторий на проверки малого бизнеса, в некоторых случаях осуществление проверочных мероприятий допустимо. Так, согласно п. 2 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ, коммерческая структура может включаться в проверочный график, если имеются сведения о том, что в отношении субъектов, подпадающих под мораторий, не более 3 лет назад было применено административное наказание в виде:
- дисквалификации;
- приостановления деятельности;
- приостановления/аннулирования лицензионной документации.
Либо такое наказание было назначено за серьезные административные нарушения.
Однако эти положения касаются лишь планового контроля. Если исходить из буквального толкования нормы п. 1 ст. 26.1 ФЗ № 294, то мораторий на проверочные мероприятия малого бизнеса внепланового контроля не коснулся вообще. Таким образом, если наличествуют основания, предусмотренные ст. 10 закона № 294-ФЗ, незапланированные контролирующие мероприятия могут и должны быть проведены, даже если фигурантом является субъект малой коммерции.
***
Как видите, существующее приостановление проверок в отношении мелких коммерсантов имеет большие ограничения в своем применении. При этом только факта принадлежности к категории малого бизнеса недостаточно для того, чтобы полностью исключить возможность государственного контроля.