Как приватизировать участок в садовом товариществе и в каких случаях это возможно
Нередко бывает, что владельцы участков в дачном товариществе или кооперативе не имеют на руках никаких бумаг помимо садовой (членской) книжки. Однако этот документ подтверждает лишь их принятие в члены садоводческого объединения и никоим образом не удостоверяет права на земельный участок.
Между тем участки земли относятся к недвижимому имуществу, а следовательно, права на них должны быть надлежащим образом оформлены и зарегистрированы. Иначе при совершении сделок с участком или при переходе его по наследству могут появиться всевозможные проблемы.
С 1 марта 2015 года порядок приватизации участков в огороднических, садоводческих и дачных объединениях стал еще более простым и доступным, и дачная амнистия продлена до 2026 года.
Приватизация дачного участка происходит на следующих условиях:
- Земельный надел передается в собственность члена дачного или садоводческого объединения бесплатно.
- Садоводы и дачники обладают правом на приватизацию земли независимо от даты принятия их в члены кооператива или товарищества.
Надо также отметить, что приватизации не подлежат участки, полностью изъятые из оборота или ограниченные в обороте.
Процедура приватизации садового участка: основные стадии и документы
Процесс оформления земельного надела в собственность включает несколько последовательных стадий. Первая и ключевая стадия приватизации — обращение в подразделение местной администрации, которое занимается имущественными и земельными вопросами. При этом понадобятся документы:
- заявление о предоставлении земли в собственность (форма этого документа обычно разрабатывается самим органом местного самоуправления);
- схема расположения участка относительно соседних участков (этот документ составляется самим владельцем участка и утверждается председателем кооператива);
- справка, решение, выписка из протокола собрания либо иной документ, выданный председателем дачного объединения и подтверждающий, что земельный надел принадлежит именно данному гражданину.
Орган местной администрации в срок не более 14 дней рассматривает поданные документы и принимает решение о предоставлении земли.
Следующая стадия — оформление кадастрового паспорта участка в Кадастровой палате. Для того чтоб заказать изготовление этого документа, понадобится решение о предоставлении в собственность земли, а также все те документы, которые представлялись в местный орган власти. Кроме того, понадобится справка за подписью председателя кооператива о размере участка. При этом важно отметить, что дачники и садоводы освобождены от обязанности проведения межевания и представления в Кадастровую палату межевого плана. Но следует знать, что распорядиться участком земли без определённых границ невозможно.
Итоговая стадия — регистрация права собственности в Росреестре. Для этого понадобятся кадастровый паспорт, решение о предоставлении участка и квитанция об уплате пошлины за регистрацию. В течение 7 дней на основании поданных документов будет зарегистрировано право собственности.
Как приватизировать дачу. Какие документы необходимы для приватизации дачи
Действующий упрощенный порядок приватизации садовых и дачных домиков в 2021 году особых изменений не претерпел. Оформить право собственности на дачу, баню, иные постройки на садовом или дачном участке в упрощенном порядке можно бессрочно.
Рассматривая вопрос о том, как приватизировать дачу, надо отметить, что процедура оформления дачи в собственность еще более проста, чем процедура приватизации земельного надела. В частности, для регистрации права собственности на дачный дом не требуется ни составления кадастрового паспорта строения, ни обращения в муниципальный орган с заявлением о приватизации.
Для регистрации права на дачный или садовый дом его владельцу нужно лишь обратиться непосредственно в подразделение Росреестра. Там ему будет предложено заполнить 2 экземпляра декларации об объекте недвижимости (ее форма утверждена на федеральном уровне).
В декларации хозяин объекта отражает определенные сведения о нем:
- название строения (дачный дом, баня и т. д.);
- адрес местонахождения;
- площадь (замеры владелец дачи проводит самостоятельно);
- кадастровый номер земельного участка, на котором расположена дача;
- количество этажей;
- материал, из которого построены стены;
- наличие подключения к инженерно-техническим сетям.
Кроме того, при обращении в Росреестр необходимо представить:
- удостоверение личности хозяина дачи;
- квитанцию об уплате пошлины;
- правоустанавливающий документ на участок земли, на котором находится строение.
На основании данного пакета документов служба Росреестра регистрирует право собственности на дачу и по заявлению выдает соответствующую выписку.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Приватизация".