Правила внутреннего трудового распорядка гостиницы позволяют дисциплинировать работников, что, в свою очередь, позитивно влияет на качество предоставляемых услуг. Информацию о том, как составить этот локальный документ и что в него включить, вы найдете в нашей статье.
Порядок разработки правил внутреннего трудового распорядка для гостиницы
К функциональным обязанностям сотрудников, прописываемым в трудовом договоре, относится также и требование по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка (далее — Правила), установленных работодателем (ст. 56 ТК РФ). В каждой гостинице в зависимости от присвоенного разряда и специализации действуют свои Правила, оформленные в виде специального локального нормативного акта (ч. 4 ст. 189 ТК РФ).
Правила разрабатываются обычно кадровой или юридической службой гостиницы. Перед утверждением, согласно ст. 190 ТК РФ, этот локальный акт направляется на изучение в выборный профсоюзный орган компании (если таковой имеется) в соответствии с порядком, прописанным в ст. 372 ТК РФ.
У многих компаний Правила являются отдельным приложением к коллективному договору (абз. 2 ст. 190 ТК РФ), но также могут быть представлены и в форме самостоятельного документа.
Подписывая с сотрудником трудовой договор, работодатель, согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ, обязан ознакомить его с действующими в компании Правилами под расписку.
Структура правил внутреннего трудового распорядка гостиницы
В соответствии со ст. 189 ТК РФ Правила — это локальный нормативный документ, в котором прописываются условия, раскрывающие:
- порядок приема, увольнения, перевода работников на другую должность;
- права, обязанности, ответственность сотрудника и компании-работодателя;
- установленный в компании режим работы/отдыха;
- систему поощрений/взысканий, применяемых к сотрудникам;
- иные вопросы, необходимые для урегулирования трудовых отношений.
Опираясь на изложенное выше, можно выделить рекомендуемую структуру для данного локального документа гостиницы:
- Общие положения (перечисление тех, на кого оказывают влияние Правила, основания для их принятия).
- Основания для увольнения, процедура оформления на работу (расписывается сам порядок приема на работу сотрудника, а также его увольнения; наличие испытательного срока и условия его прохождения; правила перевода на иной вид работы; перечисляются документы, которые должен предоставить соискатель при оформлении на работу).
- Права и должностные обязанности трудящихся — прописываются на основе ст. 21 ТК РФ.
- Права и обязанности гостиницы-работодателя — прописываются на основании ст. 22 ТК РФ.
- Режим работы (время начала/окончания смен по дням и неделям; продолжительность рабочего времени, указывается число суточных смен; перечисляются должности, для которых утверждается ненормированный день; дата и место выплаты зарплаты).
- Режим отдыха (указывается, когда может быть установлен перерыв на обед, продолжительность; спецперерывы для сотрудников, выполняющих тяжелую работу или занятых в отклоняющихся от нормальных условиях, например для швейцаров, работающих на улице в холодный сезон, для носильщиков тяжестей; длительность и основания для предоставления оплачиваемых ежегодных отпусков).
- Система поощрений и вознаграждений сотрудников.
- Механизм применения взысканий дисциплинарного характера (типы нарушений, которые могут привести к наложению наказания; порядок применения дисциплинарного наказания; виды взысканий и причины их снятия).
- Заключение (прописывается обязательство сотрудника исполнять Правила, описывается процедура оспаривания наложенных дисциплинарных санкций).
Особенности содержания гостиничных правил внутреннего трудового распорядка
Поскольку Правила относятся к распорядительно-организационной группе локальных документов, то при их составлении следует придерживаться рекомендаций, прописанных в стандарте ГОСТ Р 6.30-2003. В то же время Правила обязаны раскрывать специфику деятельности гостиницы, в которой они утверждены.
Среди особенностей в содержании Правил для предприятий, занятых в сфере гостиничного бизнеса, можно выделить следующие:
- Исходя из того, что гостиницы работают круглосуточно, на таком предприятии устанавливается посменный график.
- Принято, что работа гостиничного персонала предполагает ношение униформы, то есть в Правилах необходимо прописать обязанности сотрудников по соблюдению дресс-кода.
- Сотрудникам, чья деятельность непосредственно связана с общепитом, в обязанности вменяется оформление медицинской книжки, а также ее своевременное продление, прохождение медосмотров.
- Необходимость соблюдения сотрудниками основ профессиональной этики, поскольку гостиницы ведут деятельность в сфере оказания услуг, что предполагает непосредственное общение с клиентами.
Правила распорядка для гостиниц разрабатываются с учетом специфики деятельности. Поскольку эти заведения зарабатывают на предоставлении услуг своим постояльцам, то внесение в Правила условий по соблюдению дресс-кода и норм профессиональной этики является для них основополагающим. Также большинство гостиниц получают постоянный доход и путем предоставления услуг в сфере общепита, поэтому включение в Правила требований о наличии медицинской книжки и регулярном прохождении медосмотров является обязательным для работающих в пищеблоках.