Что не так в законодательстве о похоронном деле
В сопроводительной записке к законопроекту А. Жарков подверг критике действующий закон «О погребении и похоронном деле в РФ» от 12.01.1996 № 8-ФЗ. Законом предусмотрено, что похоронным делом в России могут заниматься только компании, созданные органами местного самоуправления, на практике же оказание ритуальных услуг является самостоятельным видом предпринимательской деятельности.
По мнению Жаркова, ущемление интересов россиян, сталкивающихся с необходимостью организации похорон, в виде завышенных цен и часто не соответствующего им качества услуг, происходит потому, что в 8-ФЗ не установлены:
- требования к качеству ритуальных услуг;
- порядок контроля соответствия качества услуг требованиям;
- требования к осуществлению деятельности похоронных бюро;
- порядок формирования, предоставления и учета мест захоронения и подзахоронения.
По сути, пробелы законодательного регулирования привели к тому, что во многих российских регионах похоронный бизнес монополизирован теневыми структурами. Для устранения этих пробелов депутат А. Жарков разработал проект закона «О похоронном деле в РФ», который должен заменить 8-ФЗ.
За счет чего может снизиться стоимость организации похорон
Чтобы перевести расходы россиян на ритуальные услуги из статуса «космические» в статус «адекватные», автор проекта нового закона, в частности, предлагает:
- допускать к оказанию услуг по организации похорон исключительно компании и ИП (специализированные организации), заключившие соответствующие соглашения с органами государственной власти или местного самоуправления;
- заключать такие соглашения только с заявителями, соответствующими установленным требованиям и зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого собираются вести деятельность;
- принимать заказы на оказание ритуальных услуг в диспетчерских центрах или пунктах приема заказов, исключив передачу денег непосредственно агентам похоронных бюро;
- установить порядок контроля выполнения обязательств по прописанным в законе требованиям;
- решением уполномоченного органа расторгать соглашения со специализированными организациями в одностороннем порядке и подвергать компанию в целом и/или должностных лиц административному наказанию в случае неоднократного нарушения установленных требований.
Меры борьбы со спекуляцией «хорошими» местами на кладбище автор законопроекта предусмотрел в специальной главе «Место захоронения». Основные принципы — учет, контроль, прозрачность.
Для повышения эффективности государственного контроля в похоронном деле законопроект возлагает на регионы обязанность по содержанию кладбищ.
Предполагается, что требования к организации похоронного дела будут едиными для всех субъектов РФ, а полномочия их установления сконцентрированы на федеральном уровне.
***
Больше информации по теме — в рубрике Похороны.