Какие шаги обязательны до обращения к омбудсмену по ОСАГО
После ДТП и до того, как написать финансовому омбудсмену по ОСАГО, автовладелец проходит несколько этапов:
- Подает в страховую компанию заявление о возмещении убытка (подробно об этом написано в другой нашей статье). В п. 1 ст. 16.1 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ перечислено, каким образом такие организации не выполняют своих обязательств:
- выплачивают мало;
- нарушают сроки ремонта;
- проводят его некачественно;
- полностью отказывают хозяину авто в выплате.
- Когда потребитель столкнулся с подобным, он проводит независимую экспертизу повреждений транспортного средства. После чего, согласно ст. 16 закона № 123-ФЗ, направляет страховщику не досудебную претензию, как было ранее, а заявление со своими требованиями. Сделать это возможно:
- через личный кабинет на сайте страховой компании;
- с помощью формы обратной связи;
- на официальный адрес электронной почты организации;
- ценным письмом с описью вложений и уведомлением;
- лично в офисе компании с входящей отметкой на втором экземпляре.
- Заявление потребителя страховщик рассматривает в пределах:
- 15 дней, если оно направлено в электронном виде по форме, утвержденной советом Службы финансового уполномоченного, и прошло не более 180 дней с момента нарушения;
- 30 дней — во всех остальных случаях.
Потребитель вправе написать финансовому уполномоченному по ОСАГО, если:
- он получил отказ;
- в установленный срок ответ не поступил.
Как правильно оформить письмо
Обращение автовладельца к омбудсмену по ОСАГО в отношении организации из реестра, который ведет Банк России, должно содержать (ст. 17 закона № 123-ФЗ):
- Ф.И.О. (отчество — при наличии), дату и место рождения, место жительства;
- почтовый адрес и иные контактные данные, например телефонный номер — если бумага в письменном виде;
- адрес электронной почты — если обращение электронное;
- наименование, юридический адрес и фактическое место деятельности страховой организации;
- суть спора;
- размер имущественного требования;
- номер и дату заключения договора;
- информацию о заявлении в страховую организацию, наличии ответа на него, иных способах разрешения спора;
- дату;
- собственноручную подпись (для бумажного носителя).
Юридическое лицо, кому переуступлено право требования, указывает:
- фирменное наименование;
- место нахождения;
- почтовый адрес;
- дату государственной регистрации;
- контактные данные.
К обращению необходимо приложить копии:
- заявления в страховую компанию;
- ответа на него;
- договора с этой финансовой организацией;
- документов, обосновывающих требования;
- бумаги, подтверждающей статус законного представителя, если обращается этот субъект;
- квитанции об оплате, если пишет лицо, которому потребитель переуступил право требования.
Когда финансовый уполномоченный не рассматривает документы
По законодательству 2019 года финансовый омбудсмен по ОСАГО не рассматривает обращения в таких случаях:
- Со дня, когда автовладелец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло более 3 лет, и уважительные причины восстановить пропущенный срок отсутствуют.
- Существо спора не связано со страховым возмещением по ОСАГО.
- Потребитель не направлял заявление со своими требованиями в страховую компанию.
- Спор уже рассматривает либо рассмотрел суд или третейский суд.
- Разногласия уже пытаются урегулировать с помощью процедуры медиации.
- По точно такому же обращению финансовый уполномоченный уже вынес решение, или стороны заключили соглашение.
- Страховой компании нет в реестре Банка России.
- У нее отозвана лицензия.
- Страховая ликвидирована или прекратила свое существование.
- Такое же точно обращение к омбудсмену по ОСАГО уже находится у него на рассмотрении.
- Текст нечитаемый либо содержит нецензурные, оскорбительные выражения, угрозы.
Важно! Закон № 123 не предусматривает возможности отправить обращение от имени представителя по доверенности. Сделать это вправе только сам потребитель или его законный представитель, например опекун или попечитель (п. 5 ст. 16).
Отправка бумаг и их рассмотрение
Законодатель предусмотрел несколько способов, как обратиться к финансовому омбудсмену по ОСАГО:
- Передать документы лично или направить их ценным письмом с уведомлением и описью вложения по адресу: 119017, Москва, Старомонетный пер., д. 3.
- Заполнить специальную форму на официальном сайте финансового уполномоченного.
- Через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
- Через многофункциональный центр.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращения:
- потребителя финансовых услуг — 15 дней;
- лица, которому переуступили право требования, — 30 дней.
Решение по обращению вступит в силу через 10 дней, для страховой компании оно обязательно. Автовладелец вправе пойти в суд, если он остался недоволен итогом либо финансовый уполномоченный пропустил сроки. В течение 3 месяцев с момента, когда организация должна была выполнить решение омбудсмена либо условия соглашения, потребитель вправе запросить исполнительный документ — удостоверение.
***
Страховая реформа призвана сократить в судах количество дел, связанных с возмещением ущерба по ОСАГО. Но вместе с тем она значительно увеличила для автомобилистов период между ДТП и получением выплаты.
***
Больше полезной информации — в рубрике «ОСАГО».