Влияние достижений научно-технического прогресса на общественно-политическую сферу

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье рассматриваются исторические аспекты влияния достижений научно-технического прогресса на общественно-политическую сферу. Автор приводит примеры воздействия результатов научной деятельности на общество, и изменения, произошедшие под их влиянием в экономических отношениях между людьми, государствами и компаниями. Приведённые исторические факты ярко иллюстрируют взаимосвязь между достижениями науки и техники с другими сторонами общественной жизни. Также в представленной работе автор описывает текущую ситуацию в науке и прогнозирует развитие общественно-политической обстановки с учётом имеющегося научного потенциала.

В Эдемском саду Адаму и Еве жилось превосходно: благоприятный климат позволял не заботиться об одежде и пропитании, имелось всего вдоволь – фруктов, овощей и другой пищи. Однако «змей искуситель» предложил Еве попробовать эдемское яблоко с Древа познания добра и зла, она не смогла удержаться и сорвала запретный плод, вкусила его и дала также Адаму. Открылись у них глаза, и появилось осознание того, что они мужчина и женщина со всеми своими страстями и недостатками. За нарушение запрета Бог изгнал их обоих из Эдемского сада и повелел возделывать землю, рожать детей.

В то же время сознание позволило людям мыслить, а значит исследовать, находить взаимосвязь и делать выводы, что конечно необходимо для выживания, так как на беспечную жизнь в «эдемском саду» им не приходилось рассчитывать. Иными словами, в результате эволюции человек приобрёл разум, возвысивший его над другими существами, населяющими планету Земля. Тяжёлый жизненный опыт и необходимость выживания выработали у людей пытливость ума, изворотливость, любопытство и отсутствие чувства меры ввиду того, что люди уже никогда не смогут «насытиться» имеющимся и всегда желают большего. С тех пор у потомков Адама и Евы постоянно присутствует чувство неустроенности, которое заставляет Homo sapiens искать возможность улучшить свой быт, условия обитания и существования. Одновременно наличествует банальное любопытство, подталкивающее к изучению законов природы и выработке способов, позволяющих поставить их себе на службу. Именно эти особенности делают человека самым одарённым представителем живого мира и в то же время самым опасным хищником, способным уничтожить своего соперника.

Развитие научной мысли и разработка средств, позволяющих поставить их на услужение человеку, в целом, возможно охарактеризовать как научно-технический прогресс. Необходимо обратить внимание читателя на утверждение о том, что научно-технический прогресс оказывает сильное влияние не только на быт людей, но и на общественно-политическую сферу, поскольку человек существо социальное, а значит политическое. Доказательством сказанному служит значительное количество исторических примеров, часть из которых автор считает необходимыми осветить в данной работе.

К числу первых примеров, подтверждающих вывод автора, следует отнести возникновение и развитие мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения. Происходило это в результате имеющейся необходимости развития торговли между народами, разделёнными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью вёсел, лишь изредка используя парус. Приблизительно в X–XI вв. наряду с гребными судами появились парусные суда, то есть в результате развития инженерной мысли и, соответственно, технических средств, способных привести в движение корабли, люди приобрели возможность передвигаться на большие расстояния. Кроме того, улучшение формы и строения судна позволили создать большие корабли, способные перемещать крупные грузы, многочисленные команды и пушечные орудия на своём борту. Таким образом зародилась и развивалась межконтинентальная морская торговля, которая и послужила поводом для совершения Великих географических открытий. Одновременно с этим возросло значение главных морских путей, связывавших основные центры торговли со вновь созданными.

В результате развития межконтинентальной торговли произошла «революция цен», поскольку в Европу хлынул поток дешёвого золота и серебра из других земель. Номинальная стоимость драгоценных металлов, а, следовательно, и стоимость денег, резко упала, что повлекло рост цен на товары и продукты питания. Также в результате Великих географических открытий произошли изменения в европейской торговле, а именно – морская торговля переросла в океанскую. Одновременно развитие кораблестроения послужило основанием для рождения колониальной системы, ограбления и эксплуатации народов, зависимых от метрополии.

Так, по мнению секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Платоновича Патрушева, «именно тогда были заложены основы грабительской по своей природе западной модели цивилизации, просуществовавшей с отдельными изменениями до наших дней. В рамках этой модели узкая группа государств выстроила пирамиду, утвердившись на её вершине и наделив себя исключительными полномочиями».

Очевидно, что в последующем расширение экономических связей позволило странам Европы с XVI в. сформировать капиталистические общественные отношения. В дальнейшем все перечисленные обстоятельства повлияли на общественно-политическую сферу во всём мире. Развитие капиталистических отношений стали своеобразным предтечи для последующей промышленной революции. Появление богатых людей, свободных от ежедневного тяжёлого труда, позволило «вольнодумцам» того времени поставить под сомнение теократическую теорию происхождения власти. Появилась новая парадигма, утверждавшая, что власть принадлежит народу, а правитель властвует в результате общественного договора, позволяющего ему это делать. Кроме того, на общественно-политическую сферу повлияла теория, выдвинутая «французскими просветителями» о разделении властей, которая победно шествует по миру и по сегодняшний день.

Вторым ярким примером, который необходимо привести в данном исследовании, являются работы в области создания и совершенствования ядерного оружия. Так, по мнению А. Е. Живлаковой, «"Манхэттенский проект" был кодовым названием возглавляемых американцами усилий по разработке функционального атомного оружия во время Второй мировой войны. Противоречивое создание и возможное применение атомной бомбы привлекло некоторых ведущих учёных с мировым именем, а также внимание вооружённых сил США. Большая часть работ была выполнена в Лос-Аламосе штат Нью-Мексико, а не в районе Нью-Йорка, в честь которого он был первоначально назван. Манхэттенский проект был начат в ответ на опасения, что немецкие учёные работали над оружием с использованием ядерной технологии с 1930-х гг., и что его был готов использовать Адольф Гитлер. Агентства, занимающиеся Манхэттенским проектом, были впервые сформированы в 1939 г. президентом Франклином Д. Рузвельтом после того, как сотрудники разведки США сообщили, что учёные, работающие на Адольфа Гитлера, уже занимались разработкой ядерного оружия».

Научная мысль коллектива физиков, возглавляемого Робертом Оппенгеймером, позволила разработать атомную бомбу, которая была впервые испытана в Нью-Мексико в июне 1945 г. После этого судьба двух японских городов была предрешена. А. Ю. Севальникова пишет, что «Шестого августа 1945 г. американский бомбардировщик В-29 "Enola Gay" сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу "Little Boy" ("Малыш"). Три дня спустя атомная бомба "Fat Man" ("Толстяк") была сброшена на город Нагасаки».

Несомненно, научные достижения физиков-ядерщиков повлияли на общественно-политическую сферу всего мира. В своей работе «Холодная война между СССР и США: причины, исторические факты, последствия» А. Е. Живлакова пишет, что «на Потсдамской конференции стало отчётливо понятно, что будущего противостояния не избежать. Новый президент США Гарри Трумэн видел в советской России прямую угрозу и старался не допустить укрепления советского влияния в Европе. Бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки ядерным оружием должна была показать Сталину военное превосходство США, но это его не испугало. Идею создания англо-американского союза для борьбы с "мировым коммунизмом во главе с советской Россией" выдвинул Уинстон Черчилль во время своей знаменитой речи в Фултоне (США, штат Миссури) 5 марта 1946 г. Именно это предложение британского премьер-министра и стало отправной точкой "холодной войны", в которой Запад начал серьёзное противостояние с СССР».

Достижения научно-технического прогресса позволили высвобождать невообразимую энергию в результате расщепления атома и заключили её в автономное оружие. Возможность взаимного уничтожения породило противостояние между двумя общественно-политическими системами и разделило мир на два враждующих лагеря. Представляется, что мы ещё до конца не осознали, какие плоды принесло человечеству сделанное изобретение. Неслучаен тот факт, что «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер в последующем стал ярым пацифистом, он как никто другой понимал опасность открытого им «ящика Пандоры».

В качестве третьего знакового примера влияния научно-технического прогресса на общественно-политическую сферу следует рассмотреть изобретение коммуникационной сети и всемирной системы объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации, то есть Интернета. В 1957 г. в связи с запуском Советским Союзом первого спутника президент США Эйзенхауэр издал указ о создании Агентства перспективных исследовательских проектов. Агентство, почувствовав собственное отставание, сфокусировало свою деятельность на использовании компьютеров для нужд связи в военных целях. Начало этим исследованиям положил доктор Ликлидер, возглавивший коллектив учёных в 1962 г. по разработке проекта использования компьютерных технологий в военных целях.

Так, по мнению А. В. Дикова, «5 декабря 1969 г. Министерство обороны США организовало компьютерную сеть ARPANet (Advanced Research Project Agency Net — сеть Агентства перспективных исследовательских проектов). Сеть соединяла 4 компьютера, каждый из которых находился в следующих учреждениях: Калифорнийском университете (Лос-Анджелес), Стэндфордском НИИ, университете города Санта-Барбара и университете штата Юта. Как видим, Интернет зародился в научно-образовательной среде и до сегодняшнего дня является для неё катализатором всех процессов. Через год сеть включала уже в 4 раза больше узлов (компьютеров). В 1973 г. она разрослась и стала международной, благодаря подключению узлов Норвегии и Англии. Всё большее число университетов и других организаций хотели подключиться к сети. Управлять ресурсами становилось всё труднее. Поэтому в 1983 г. от сети ARPANet отделилась сеть MILNet, которая связывала военные объекты. Сети обменивались между собой по протоколу IP (Internet Protocol). Именно тогда появилось само слово Internet (1982 г.)».

Сегодня мы видим, как Интернет повлиял на государственное управление, на общество в целом и на каждого человека в частности. Многие исследователи всерьёз утверждают о формировании цифрового постиндустриального общества. Кроме того, по мнению Ю. А. Михалёва, «развитие интернет-технологий оказывает значительное влияние на политические коммуникации. В большинстве развитых стран мира практически каждый человек имеет доступ к Интернету, что делает сферу влияния политических кампаний гораздо обширнее. В настоящее время трудно назвать политическую организацию, которая не имеет собственного сайта, не контактирует с потенциальными пользователями Интернета через различные опросы, блоги, комментарии, социальные сети и рекламные площадки. Политическое событие, происходящее в любой точке планеты, моментально освещается в Интернете. Более того, люди не только имеют доступ к многочисленным новостным сайтам, пользователи могут активно высказывать свою точку зрения, вести дебаты и оспаривать интернет-контент. С каждым днём повсеместно появляется множество программ и сайтов, направленных на вовлечение граждан в политическую жизнь как своей страны, так и мирового сообщества в целом. Пользователи Интернета получают всё больше и больше возможностей оказывать влияние на принятие политически важных решений. И во многом заслуга этого – непрерывное совершенствование интернет-технологий».

Из приведённых примеров видно, как достижения научно-технического прогресса повлияли на общественно-политическую сферу. Автору подставляется, что доказывать значимость научных открытий для жизни гражданина, общества и функционирования государства не требуется. Очевидно, что в настоящее время оказывается большое внимание научным разработкам как в России, так и за рубежом. В связи с чем обратим внимание читателя на деятельность российской государственной администрации в данном направлении. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, которой определяются цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области.

В последующем Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» была определена необходимость разработки национальных проектов и сконструированы цели, которые должны быть достигнуты. Пункт 10 Указа предписывает Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере науки исходить из того, что в 2024 г. необходимо обеспечить:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

- обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей;

- опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны;

б) решение следующих задач:

- создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс»;

- обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;

- создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований;

- создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;

- формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учёными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.

В последующем был подписан Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 г. № 444 «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации», на основании которого функционирует Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, целями которого обозначены обеспечение взаимодействия органов власти и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Российской Федерации и реализацией национальных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации был разработан Паспорт национального проекта (программы) «Наука», утверждённый президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. Действие проекта определено на период с 1 сентября 2018 г. по 15 декабря 2024 г. Куратором национального проекта назначена заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голикова. Руководителем национального проекта назначен Министр науки и высшего образования Российской Федерации М. М. Котюков. Администратором национального проекта – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации А. М. Медведев. Национальный проект «Наука» включает в себя федеральные проекты: «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок», «Развитие научной и научно-производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации». Соответственно для каждого из них определены эквивалентные целевые значения индикаторов, достижение которых позволит получить желаемый уровень развития Российской Федерации.

Представляется важным отметить, что подобное внимание к науке не случайно. Развитие научного потенциала Российской Федерации, разработка передовых технологий позволяет двигаться в сторону укрепления экономической и социальной сферы. Кроме того, научные достижения как мы видим из переведённых примеров, воздействуют на общественные отношения, оказывая непосредственное влияние на политические процессы. Всё это подтверждает утверждение о том, что научно-технический прогресс оказывает воздействие на человека, общество и государство, а развитие страны напрямую зависит от достижений науки.

В последующем в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека Президентом Российской Федерации был издан Указ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

В рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» определены следующие целевые показатели:

- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок, в том числе за счёт создания эффективной системы высшего образования;

- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- увеличение доли граждан, занимающихся волонтёрской (добровольческой) деятельностью или вовлечённых в деятельность волонтёрских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;

- увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.

В последующем возникла необходимость объединения двух предшествующих нацпроектов – «Наука» и «Образование», которые были интегрированы в один национальный проект «Наука и университеты». Название «Наука и университеты» соответствует Указу Президента о национальных целях развития России до 2030 года. Целевые показатели и задачи в нём были переформулированы.

Для решения указанных задач в настоящее время реализуются: национальный проект «Наука и университеты», включающий федеральные проекты: «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии», «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям», «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров», «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», «Создание сети современных кампусов». Перечисленные федеральные проекты предполагают решение ряда задач и реализацию определённых мероприятий.

Проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» подразумевает решение следующей задачи – повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных учёных, молодых исследователей и обучающихся. Мероприятия проекта направлены на: обеспечение доступности высшего образования; создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок; повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

Проект «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» подразумевает решение следующей задачи – развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям. Мероприятия проекта направлены на: достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России; повышение привлекательности российской науки и образования за счёт создания мировых и региональных тематических центров.

Проект «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» подразумевает решение следующей задачи –усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики. Мероприятия проекта направлены на: создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня; повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счёт консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.

Проект «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» подразумевает решение следующей задачи – обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований. Мероприятия направлены на: обновление приборной базы ведущих организаций; продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»; строительство и модернизацию научно-исследовательского флота; совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования; обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.

Проект «Создания сети современных кампусов» реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты». Идея о создании современного кампуса была впервые озвучена в Новосибирске в ходе визита Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина 5 марта 2021 г. Позднее Новосибирская область вошла в число 8 пилотных регионов, отобранных Министерством науки и высшего образования России в 2021 г. Всего по планам к 2030 г. по всей стране появится сеть из 30 кампусов мирового уровня.

Все перечисленные мероприятия, проводимые государственной администрацией Российской Федерации, безусловно важны и необходимы, так как они благоприятно влияют на общественно-политическую обстановку в стране. Для гражданина очень важно получить качественное образование, которое позволит ему быть конкурентным на рынке труда. В тоже время государство заинтересованно в проведении научных исследований, которые после внедрения в хозяйственную и экономическую деятельность позволят вывести экономику на новый технологический уровень.

Учитывая значимость научно-технического прогресса для развития государства объявленный Годом науки и технологий 2021 г. стал началом Научного десятилетия 2022-2031 гг. Согласно Указу Президента России, сформулированы основные задачи Десятилетия:

- привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок;

- содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны;

- повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.

Стоит положительно оценить проводимую работу государственными органами и в тоже время акцентировать внимание на том, что мы обязаны учитывать современную военно-политическую, социальную и экономическую обстановку в стране. Имеют место факты, которые свидетельствуют о её изменениях под воздействием как внутренних, так и, прежде всего, внешних угроз. Так, по мнению секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н. П. Патрушева, «человечество вошло в переломную эпоху, новый период мировой истории. Речь не просто об изменении миропорядка, переформатировании системы международных отношений, эволюции лежащих в основе мировой архитектуры доктрин и ценностей. Сегодня происходят глубинные, поистине тектонические перемены. Конфликт на Украине был организован Вашингтоном и Лондоном не только с целью нанести стратегическое поражение России, но и ослабить Европу, где ранее «первую скрипку» играла Германия». Сегодня, когда проводится специальная военная операция на территории Украины, вопросы научного обеспечения государственного управления общественно-политической сферой, функционирования вооружённых сил, военно-промышленного комплекса и деятельности органов правопорядка становятся наиболее актуальными.

Очевидно, что новые научные знания и передовые технологии становятся главной ареной конкуренции, а научно-техническая сфера стала важнейшим фактором в становлении многополярного мира. Мы с уверенностью можем сделать вывод, что человечество приближается к шестому технологическому укладу, работает над его созданием с учётом складывающейся общественно-политической обстановки. Несомненно, те страны, которые смогут быстрыми темпами обеспечить научно-технический прогресс, не только войдут первыми в шестой технологический уклад, но и смогут получить доминирующую позицию государства-лидера.

Так, по мнению В. М. Авербуха, «Шестой технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. В рамках шестого технологического уклада дальнейшее развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, будет расти атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии».

По мнению исследователя, научно-технический прорыв следует ожидать на высокотехнологичных предприятиях военно-промышленного комплекса. Это утверждение обосновывается тем фактом, что значительная часть ресурсов российской экономики (с учётом военно-политической обстановки) направлена в оборонно-промышленный сектор. Полученные научные разработки и их последующее внедрение в производство должно дать мультипликативный эффект. Представляется, что в очередной раз в истории страны изобретения и изделия оборонной ориентации будут в последующем диверсифицированы и направлены на развитие экономики, что позволит повысить уровень жизни граждан. В свою очередь, повышение уровня жизни граждан благоприятно отразится на общественно-политической обстановке и позволит осуществлять дальнейшее развитие государства. Благодаря научно-техническому прогрессу возможно занять лидирующие позиции в современном мире, тем самым обеспечив собственный суверенитет.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что научно-технический прогресс напрямую влияет на общественно-политическую сферу. Очевидно, что осуществляя государственное управление рассматриваемой сферой необходимо осознавать данную взаимосвязь и понимать важность стимулирования развития научных исследований. При этом следует чётко осознавать, что возникает необходимость не только стимулировать развитие науки и техники, но фактически оказывать государственно-властное воздействие на научно-технический прогресс, поскольку развитие современного государства напрямую зависит от состояния науки и техники на их территории. Назрела объективная необходимость использования любых возможностей, способных содействовать повышению эффективности государственного управления научно-техническим прогрессом. Важно обратить внимание на необходимость выработки современных подходов совершенствования научного и научно-технического развития, и выработать дополнительный инструментарий управления этим развитием. Фактически требуется разработать сценарий управления научно-техническим прогрессом, который позволит в приемлемые сроки догнать и опередить стратегических конкурентов.

Ярким примером государственного управления научно-техническим прогрессом является Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 2023 г. № 818 «О развитии природоподобных технологий в Российской Федерации». Данный распорядительный акт императивно предписывает Правительству Российской Федерации: определить основные принципы и критерии отнесения технологий к природоподобным; провести оценку состояния природоподобных технологий в Российской Федерации, определить перспективы и приоритеты их развития; разработать и утвердить план мероприятий, направленных на развитие природоподобных технологий в Российской Федерации, в том числе на создание передовой научной инфраструктуры, формирование кадровых ресурсов и проведение научных исследований в этой сфере (далее – план мероприятий); возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» функции головной научной организации, осуществляющей научное руководство реализацией плана мероприятий, а также мониторинг и оценку научных результатов в сфере природоподобных технологий.

Представляется, что подобное внимание к научно-техническому прогрессу со стороны государственных органов позволит осуществить нашей стране переход в шестой технологический уклад. Предоставит возможность решить многие экономические и социальные проблемы с развитием науки и техники, и тем самым изменить в лучшую сторону социальную и экономическую сферу. Очевидно, что новые достижения в науке, полученные в результате конвергенции социальных, экономических и природоподобных технологий, не только помогут перейти на более высокий технологический уклад, но и сформируют новое общественно-политическое пространство.

Автор: Чистобородов Илья Григорьевич,
доктор юридических наук
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал