В период 2020-2024 годов общество столкнулось со значительными вызовами, которые стали катализаторами глобальных изменений и ускорили процесс цифровизации. Цифровая трансформация затронула не только коммерческую сферу, но и государственное администрирование, включая налоговый контроль. В данный период начали формироваться принципы цифрового взаимодействия, стали активнее внедряться автоматизированные методы налогового контроля, такие как налоговый мониторинг на основе искусственного интеллекта и анализа больших данных. Кроме того, были заложены механизмы возможной интеграции криптоактивов в налоговую систему, что свидетельствует о стремлении налоговых органов к повышению прозрачности финансовых потоков.
Следует учитывать, что трансформация налогового контроля оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономические процессы. С одной стороны, способствует оптимизации налогового контроля и снижению издержек. С другой стороны, она сопряжена с определёнными рисками, такими как сокращение рабочих мест в налоговых органах, нарушение информационной безопасности и необходимость адаптации законодательства к новым технологиям. Например, Т.В. Муравлева указывает, что в результате цифровизации пенсионного страхования происходит оптимизация численности сотрудников, что подтверждается заявлением руководства Пенсионного фонда Российской Федерации о планируемом сокращении численности сотрудников на 25%.
Под термином трансформация понимается процесс изменения формы, структуры или характера чего-либо, а под трансформацией налогового контроля в настоящей статье понимаются глубокие изменения в системе и механизмах налогового контроля, сопряжённые с развитием традиционных методов и подходов налогового администрирования в условиях цифровизации и новых экономических реалий.
По мнению автора, современная трансформация налогового контроля должна быть направлена на достижение трех ключевых целей:
- Оптимизация налогового администрирования через внедрение цифровых технологий, упрощение взаимодействия с добросовестными налогоплательщиками и повышение прозрачности налоговых процедур.
- Усиление контроля над теневым сектором экономики, включая создание механизмов выявления и пресечения уклонения от налогообложения, с акцентом на эффективное администрирование групп риска.
- Формирование налоговой культуры посредством просветительской работы, направленной на повышение осведомленности граждан и бизнеса о налоговых обязанностях, а также преимуществах легального ведения хозяйственной деятельности.
Реализация первой цели осуществляется посредством внедрения налогового мониторинга и его распространения на различные области экономики. В настоящее время, налоговый мониторинг может быть использован только особой группой крупных налогоплательщиков, которые соответствуют условиям по выручке, сумме уплаченных налогов и иным характеристикам. В то же самое время, государством заложен тренд на снижении указанных ограничительных барьеров и допуску более широкого круга участников к ведению указанной деятельности. Так, в настоящее время вступили в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации по уменьшению суммовых критериев, а также расширению перечня участников, которые освобождены от соблюдения данных критериев. Сейчас к ним относятся участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК) и промышленных кластеров, компании особых экономических зон и территорий опережающего развития, а также свободного порта Владивосток или Арктической зоны. Планируется отмена критериев для государственных и муниципальных учреждений.
Как пояснила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова, в ближайшие годы развитие налогового мониторинга будет сфокусировано на нескольких направлениях: развитие единой цифровой интеграционной платформы и создание платформы для экономического анализа отраслей, разработка цифрового профиля холдинга, а также разработка мер государственной поддержки.
Реализация второй цели достигается за счет маркировки товаров, внедрения онлайн-касс и создания специализированных систем на базе автоматизации. Тренд с маркировкой товаров начал свое развитие в 2016 году. Обязательная маркировка товаров начиналась с меховых изделий и имела целью повысить прозрачность рынка, а также бороться с нелегальным их оборотом. В дальнейшем маркировка товаров захватывала все больше различных групп товаров. Инициативами 2024 года стала маркировка велосипедов и велосипедных рам, безалкогольного пива, ветеринарных препаратов. Указанный тренд может свидетельствовать о том, что в ближайшем будущем весь товар в России будет маркирован. Как отмечает М.В. Мишустин – нужно ускорить внедрение механизма прослеживаемости товаров, ввезённых на территорию ЕАЭС.
Указанная мера направлена на борьбу с уклонением от уплаты налогов, поскольку сейчас контроль движения денежных потоков представляется малоинформативным, так как может быть завуалирован под иные операции. В тоже самое время, контроль движения товаров сделает экономику прозрачной.
Также, достижение указанной цели происходило за счет внедрения онлайн-касс. Благодаря их внедрению стал возможен отказ от кассовой отчетности, в результате чего сократилось количество проверок и был изменен порядок уплаты налогов по упрощённой системе налогообложения. Это позволило улучшить условия для ведения бизнеса.
Представляется, что система маркировки товаров будет полностью синхронизирована с системой онлайн-касс. В таком случае, система будет отслеживать не только движение товаров, но и движение денег. За счет таких действий будет повышена прозрачность налоговой системы.
Однако любое действие рождает противодействие. И именно этим можно объяснить создание новых схем с использование арендованных касс, где пробиваются чеки для фиктивных розничных продаж, что позволяет укрывать реальный объем выручки и не уплачивать НДС. Другая схема связана с обналичиванием денег через такие кассы, где «левые» операции маскируются под легитимные транзакции. В интервью Даниил Егоров отметил, что такие кассы работают через «операторов», и как только мы получаем данные об операторе, всe-всe пользователи тут же вскрыты. Поэтому, подобные схемы также в ближайшее время будут прекращены.
Систему онлайн-касс в дальнейшем можно будет интегрировать с блокчейн-технологиями. За счет децентрализованного распределения данных в блокчейн, информацию с онлайн касс будет невозможно изменить или удалить.
Помимо этого, каждая операция, выполненная через онлайн кассу, будет записана в блокчейн. Такая система сделает данные неизменными и доступными для налоговых органов. В такой конфигурации арендованные кассы потеряют смысл, так как фальшивые транзакции будут легко выявлены по несоответствию с реальными потоками товаров. Помимо этого, сложнее будет скрыть или подделать розничные продажи, так как все кассовые операции будут автоматически сверяться с данными в блокчейн. Также, в систему блокчейна возможна интеграция смарт-контрактов, в которые можно включить условие оплаты налогов в зависимость от определенных условий. Таким образом, в саму систему можно заложить условие оплаты налогов в момент осуществления транзакции. Полагаем, что система удержания потенциальных налогов в момент совершения операции по выводу денежных средств может быть удобным обеспечительным механизмом для компаний, которые находятся в группе риска.
Механизм автоматического удержания налогов уже применяется в работе с брокерскими компаниями, в частности, с АО «ТБАНК». При выводе денежных средств физическим лицом ТБАНК, выступая в роли налогового агента, удерживает предварительно рассчитанную сумму налога. В случае избыточного удержания, данная сумма может быть пересчитана и возвращена на счёт налогоплательщика.
Помимо этого, государство продолжает создавать инфраструктуру для создания единой замкнутой системы, в которой будут осуществляться платежи, рассчитываться налоги, содержаться информация о контрагентах. Для этого же создавался и государственный информационный ресурс финансовой отчетности. Указанная инициатива имела целью консолидировать бухгалтерскую отчетность юридических лиц, что должно было привести к централизации данных. Это должно было бы привести к их доступности для всех государственных органов и заинтересованных юридических лиц, автоматизации процесса сбора информации, повышению контроля. Однако, действующая геополитическая ситуация сделала необходимым закрыть доступ всех лиц к указанной отчетности, поскольку открытая отчетность с использование системе ГИС повышала риски наложения санкций на системно значимых игроков. Указанная система должна была осуществлять анализ информации на базе предоставленных деклараций, проводить скоринг налогоплательщиков и акцентировать внимание на тех участниках, чьи показатели значительно отличаются от средних по рынку. Это позволило бы существенно повысить качество межведомственного взаимодействия, снизить затраты на налоговый контроль и выявить налогоплательщиков, которые уклоняются от исполнения налоговых обязательств.
Однако важно учитывать риски, связанные с достоверностью вводимых данных. Поскольку предоставление недостоверной информации способно исказить результаты анализа и привести к ее ошибочному срабатыванию. Такое срабатывание может отразиться на добросовестных налогоплательщиках, которые подвергнуться дополнительным проверкам.
Поэтому в данном контексте уместен принцип «что вложено, то и получено», который подчеркивает важность точности и надежности исходных данных для функционирования всей системы, а также их дополнительной верификации. Указанные выводы относятся и к системе «налоговый потенциал» - автоматизированной системе, которая должна была проводить анализ на базе 50 показателей, таких как уровень рентабельности, налоговая нагрузка и соотношение зарплаты к средней по региону. Указанный проект обсуждался с начала 2020-х годов, но официальных данных о его внедрении в эксплуатацию пока не представлено.
В заключение хотелось бы сделать акцент на третьей цели, а именно - важности формировании налоговой культуры.
Согласно статистике, государства с развитой налоговой культурой, такие как Швеция и Германия демонстрируют высокие уровни добровольной уплаты налогов – до 90%, в то время как в странах с менее эффективной налоговой системой или низким доверием к государству процент добровольной уплаты 40-60%. Формирование налоговой культуры подразумевает процесс повышения осведомленности и ответственности граждан, организаций и общества в целом по отношению к налоговым обязательствам. Это включает развитие положительного отношения к уплате налогов, понимание их значимости для функционирования государства и общества, а также стимулирование добровольного соблюдения налогового законодательства.
В своём выступлении на Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации подчеркнул, что после введения моратория на проверки количество нарушений со стороны предпринимателей не увеличилось, а напротив, снизилось. Это свидетельствует о зрелости и ответственности российского бизнеса. Глава государства отметил необходимость мотивации предпринимателей к соблюдению требований законодательства, а не их принуждении.
В связи с этим, представляется, что формирование налоговой культуры, наряду с реализацией стратегии снижения административного давления на налогоплательщиков, является перспективным направлением развития налоговой системы, поскольку способствует укреплению доверия со стороны государства.