Текущая ситуация в мире, приведшая к сильному сокращению спортивного календаря, особенно для спортсменов высокой и высшей квалификации, очевидно, требует поиска путей и возможностей преодоления этой проблемы. Среди прочего, необходимо введение в практику новых форм спортивной состязательной деятельности внутри России (как внутрироссийских соревнований, так и международных).
Одним из перспективных путей решения проблемы может быть введение в практику различных клубных любительских соревнований – вплоть до проведения клубных чемпионатов, первенств, кубков России. Это существенно могло бы расширить линейку официальных спортивных соревнований, а кроме того, способствовать развитию самих клубов, что могло бы иметь важную роль в достижении показателей, установленных Стратегией развития ФКиС в России.
Однако, в настоящее время, в соответствии с Федеральным законом 329-ФЗ и подзаконными актами чемпионаты, первенства, кубки России проводятся строго между субъектами РФ, официальные заявки на такие соревнования оформляются только от органа исполнительной власти субъекта. Аналогичная ситуация с международным соревнованиями, куда выезжают национальные сборные команды. Исключение составляют только командные игровые виды спорта, список которых определяется Минспортом (п. 4 Ст. 16 ФЗ-329). Однако, введение такого рода соревнований очень востребовано всеми видами спорта, где клубная система является развитой, а часто и структурообразующей (например, всеми единоборствами).
Введение в практику различных форм клубных соревнований требует комплексной юридической проработки – от внесения изменений в Федеральный закон ФЗ-329 до корректировки многих нормативно-правовых актов Минспорта. Эта достаточно крупная работа, которая, тем не менее, может иметь многие положительные следствия.
Ситуация последнего времени остро поставила вопрос о серьезном реформировании системы спортивных соревнований. Сложившаяся в советское время жесткой централизации исключительная (т.е. безальтернативная) система проведения соревнований только по административно-территориальному признаку в нынешней ситуации слабой связанности в области ФКиС трех уровней государственной власти (муниципальная – региональная – федеральная) далеко не всегда позволяет успешно решать некоторые задачи по развитию спортивно-состязательной деятельности в масштабах страны. Отдавая безусловный приоритет развитию и ужесточению вертикальной системы управления спортом, проводящей государственную политику и осуществляющей контроль, необходимо искать дополнительные и подконтрольные механизмы развития. Одним из таковых может стать создание и развитие системы официальных клубных соревнований, в которую могут влиться и создаваемая сейчас система корпоративного спорта. Кроме того, что это существенно расширит спектр спортивных состязаний, что сейчас чрезвычайно актуально, это еще и привлечет к более активной спортивной деятельности низовой уровень спортивной системы страны, позволит привлекать дополнительное внебюджетное финансирование.
Следует пояснить, что имеется в виду не игровые командные виды спорта, где присутствует смешанный профессионально-любительский подход, особо описанный в ФЗ 329 (список командных игровых видов спорта определяется Минспортом - п. 4 Ст. 16 ФЗ-329). Речь идет, прежде всего, об индивидуальных видах спорта. Следует отметить, что существует большой спектр видов спорта (например, единоборств), где система клубной работы является традиционной и очень развита.
В условиях слабого финансирования или его отсутствия, характерных, например, для неолимпийских или национальных видов спорта, основная финансовая нагрузка и тяжесть по организации участия в соревнованиях межрегионального, всероссийского и международного уровня ложится на спортивные клубы. В таких случаях Федерации соответствующего уровня, как правило, осуществляют общий контроль и ограничиваются только административными процедурами. К таким относятся, прежде всего, оформление заявок на соревнования, которые подаются от муниципалитета / субъекта РФ / страны. При этом сами клубы в системе спортивных соревнований никак не фигурируют, так как по Федеральному законодательству и подзаконным НПА на соревнованиях участвуют сборные команды МО / субъекта РФ / России. Подача заявки на соревнования от клуба (физкультурно-спортивной организации) допускается только на муниципальном уровне. Возникает парадокс: вся тяжесть подготовки и участия спортсмена в соревнованиях ложится на клуб, а он нигде и никак официально не фигурирует. Это, в том числе, и препятствует привлечению титульных спонсоров.
Следует отметить, что многие виды спорта уже активно развивают систему клубных соревнований, но при этом такие турниры либо не носят официального характера и являются коммерческими, либо их содержание формально прикрывается документами, не отражающими суть таки турниров. Кроме того, такая система существует за границей во многих видах спорта (не только в командных игровых!) существует и активно развивается система клубных соревнований (или их налоги – соревнования между теми или иными субъектами права, отличными от стран / регионов). С точки зрения российского законодательства такие соревнования не имеют для Единого календарного плана Минспорта необходимого правового статуса. Это приводит, иногда, даже к подлогу документов.
В соответствии с изменением ФЗ-329 от 2023 года, в России узаконено понятие Спортивной любительской лиги. Одним из ее полномочий является формирование спортивного календаря. Одним из направлением ее деятельности может быть организация и проведения официальных клубных соревнований разного уровня (т.е. соревнований между клубами, а не между МО / Субъектами / Странами).
Однако, это требует юридического решения ряда вопросов, в том числе и на уровне ФЗ-329. Необходимо дать юридическую возможность проведения иных форм состязательной деятельности, кроме имеющихся соревнований между МО / Субъектами РФ / Странами, и разработать подзаконные НПА, регламентирующие такие соревнования. Такие НПА должны предусматривать внесение таких соревнований в ЕКП, присвоение спортивных разрядов и званий, попадание в списки кандидатов в сборные команды региона через такие соревнования. Возможно даже юридическое разделение соревнований на чемпионаты / первенства, где участвуют сборные команды МО / Субъектов /Странам, и Кубки, где участвуют клубные команды. Очевидно, должны быть предусмотрены и ограничительные механизмы, например, возможен запрет на финансирование таких соревнований государством (организация, командирование и т.п.).
Таким образом, необходимо проработать вопрос с юридической точки зрения, посмотреть опыт других стран, предложить конкретные механизмы реализации инициативы, оценить трудоемкость и перспективы ее внедрения. Проработать вопрос с точки зрения Федерального законодательства и актуальных НПА Минспорта.
Информация по вопросу включения физкультурных и спортивных мероприятий Ассоциации спортивных Клубов России в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий:
- Вид спорта «Художественная гимнастика» включен в перечень Олимпийских видов спорта (Номер-код вида спорта 052-000-1611Я) и включает 14 спортивных дисциплин, в том числе по командным дисциплинам.
- Общероссийские спортивные мероприятия Ассоциации спортивных Клубов России включены в перечень крупнейших официальных соревнований Всероссийской федерации художественной гимнастики (И.А. Винер).
- В соответствии с 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской федерации» (ст.19), спортивные клубы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Спортивные Клубы вправе организовывать и проводить официальные физкультурные и спортивные мероприятия, а также обеспечивать участие граждан в таких мероприятиях.
- В соответствии со ст.23 (329-ФЗ) и приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.08.2021 г. №667 основными задачами формирования Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий являются:
- создание целостной системы физкультурных мероприятий, способствующей развитию физической культуры и массового спорта среди различных категорий граждан;
- решение задач контроля и отбора спортсменов в спортивные сборные команды Российской Федерации а также развития видов спорта;
Выводы:
Ассоциация спортивных клубов России по художественной гимнастике объединяет спортсменов в 50 субъектах Российской Федерации (56%), проводит запланированные Всероссийской федерацией художественной гимнастики физкультурные и спортивные мероприятия с участием спортсменов сборных команд субъектов Российской Федерации прошедших отбор на соревнованиях субъектов Российской Федерации и чемпионатах федеральных округов, а также при участии команд физкультурно-спортивных организаций.
Клубная система позволяет организовать и подготовить спортсмена на начальном этапе соревновательного периода. В дальнейшем спортсмены выступают на соревнованиях различного уровня по индивидуальной программе либо в составе сборной своего региона, в строгом соответствии с требованиями 329-ФЗ и Порядком включения мероприятий в ЕКП.