Современные тенденции гражданско-правового регулирования сферы услуг в цифровом пространстве

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье подробно рассматриваются современные тенденции, характеризующие особенности оказания услуг в цифровом пространстве, включая использование электронных платформ, автоматизацию процессов и внедрение искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется выявлению новых правовых вызовов, связанных с развитием цифровой экономики. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к реформированию гражданско-правовых норм с учетом динамики цифровых инноваций, что позволит обеспечить баланс интересов всех участников рынка услуг, повысить уровень доверия к цифровым сервисам и создать благоприятные условия для развития цифровой экономики.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере оказания услуг, осуществляется многочисленными нормативно-правовыми актами. Активное внедрение цифровых технологий в сферу услуг ставит перед правовой наукой и судебной практикой новые задачи, связанные с частноправовым регулированием. Эти задачи можно успешно решить только через разработку концептуальных основ гражданско-правового регулирования сферы оказания услуг в цифровом пространстве. Ведь отсутствие последовательных общих подходов к вопросам гражданско-правового регулирования не только сферы оказания услуг в цифровом пространстве, но и всего цифрового пространства в Российской Федерации создает барьеры для инвестиционной привлекательности современных экономических проектов, препятствует конкуренции и уменьшает предсказуемость в экономической деятельности.

Государственные органы принимают нормативные акты, направленные на формирование новых норм и правового регулирования в области цифровой экономики, однако они явно недостаточны и носят не комплексный характер. В настоящее время в рамках национальных программ как продолжение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», одной из целей которого является повышение качества жизни граждан через развитие электронных услуг и сервисов. В рамках данной программы в июле 2025 г. Государственная Дума приняла закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Документ направлен на повышение прозрачности работы онлайн-площадок и защиту прав граждан. Это становится особенно важным в связи с появлением цифровых платформ и иных сервисов, которые предоставляют участникам гражданского оборота новые возможности взаимодействия.

В доктрине гражданского права остается открытым вопрос о трактовке понятия «услуга» как объекта гражданских прав. Неоднозначность в определении более общего понятия услуги в гражданском законодательстве усложняет задачу определения понятия «электронная (цифровая) услуга». В стратегических документах, источниках и правовой доктрине отсутствует единообразие в терминах, обозначающих услуги цифровой среды. В научной литературе используются такие понятия, как «электронные услуги», «цифровые услуги», «услуги с использованием цифровых технологий», «интернет-услуги» и др. Особенностью данной категории услуг является ее комплексный характер. Например, интернет-услуги не ограничиваются лишь передачей данных через информационно-телекоммуникационные сети; к ним также относятся действия, обеспечивающие доступ к ресурсам, предоставление каналов связи и т.д.

Проблема определения понятий услуги и цифровой услуги актуальна не только для российского, но и для международного права. Для понимания особенностей, с которыми могут столкнуться участники гражданского оборота при оформлении услуг цифровизации, полезно обратиться к зарубежному опыту. Например, принятые в ЕС две директивы 2019/770 и 2019/771 стали комплексным ответом на новые вызовы в области частного права.

В свете указанного опыта регулирования цифровых услуг в ЕС можно выделить особенности договора оказания услуг в цифровом пространстве: соответствие техническим характеристикам, качеству и функциональности, а также соответствие рыночным и техническим стандартам, которые заказчик может обоснованно ожидать. Вышеизложенное еще раз свидетельствует, что в рамках формирования цифровой экономики необходимо принимать во внимание необходимость грамотного регулирования оказания цифровых услуг.

Одной из ключевых сфер, затронутых цифровизацией, является предоставление финансовых услуг. Благодаря цифровым технологиям и широкому доступу к Интернету многие финансовые организации смогли упростить доступ к своим услугам для граждан России.

С точки зрения частноправовых отношений наиболее актуальными направлениями в финансовой сфере являются:

  1. Онлайн- и мобильные банковские услуги. В последние годы наблюдается стремительное расширение функционала банковских услуг через интернет-платформы и мобильные приложения, что позволяет клиентам выполнять широкий спектр операций (переводы, платежи, управление счетами, инвестирование) без необходимости посещения банковских отделений.
  2. Цифровые платежные системы и криптовалюты. Развитие электронных платежных систем и криптовалютных кошельков значительно ускоряет процесс транзакций и снижает барьеры для международных расчетов. Использование блокчейн-технологий открывает новые перспективы для обеспечения прозрачности и безопасности транзакций.
  3. Робо-консультанты и автоматизация инвестиционных услуг. Внедрение алгоритмических решений и искусственного интеллекта в финансовую сферу позволяет создавать автоматизированные инвестиционные стратегии и персонализированные рекомендации, делая финансовое консультирование доступным для широкой аудитории.

При реализации таких услуг взаимодействие происходит напрямую между двумя субъектами, без посредников, что ставит важный вопрос о границе ответственности пользователей и финансовых организаций.

Цифровизация финансовых услуг в своем развитии нуждается в постоянном совершенствовании механизма защиты прав граждан. Ключевой проблемой цифровизации финансовых услуг является недостаточная защита интересов граждан. Решение таких проблем должно быть комплексным, поскольку случаи кибермошенничества часто связаны с мобильной связью, что зависит от эффективности контроля в этой сфере. Необходимость создания общеотраслевого стандарта, регулирующего взаимодействие регуляторов, финансовых организаций и телекоммуникационных компаний для борьбы с мошенничеством в цифровых финансовых услугах станет основой для дальнейшего формирования частноправовой практики и обеспечит баланс интересов пользователей, организаций финансового сектора и государства.

Цифровизация юридических услуг является производной от цифровизации финансовых отношений. Под этим процессом понимается внедрение цифровых технологий в сферу оказания юридических услуг, включая автоматизацию стандартных операций, использование искусственного интеллекта и создание онлайн-платформ для взаимодействия с клиентами. Основная цель цифровизации юридических услуг заключается в создании более доступной, прозрачной и удобной системы для клиентов и юридических специалистов.

В качестве одной из направлений цифровизации оказания юридических услуг используются специальные цифровые платформы, представляющие возможность квалифицированным юристам предложить свои услуги. В качестве примера цифровизации в частноправовом регулировании можно привести платформу LexisNexis, которая предлагает обширный набор данных о предыдущих юридических решениях и автоматизированное составление договоров. Последняя версия данной цифровой платформы предлагает уже персонализированного помощника на базе искусственного интеллекта, который повышает быстроту и качество оказания услуг юристов на новый уровень.

Несмотря на очевидные преимущества, цифровизация юридических услуг сталкивается с рядом недостатков: а) для большинства компаний на данном этапе решение правовых вопросов через цифровизацию связано с высокими финансовыми затратами; б) возникает проблема обеспечения конфиденциальности данных клиентов, что требует защиты информации от киберугроз; в) также возникает проблема применения искусственного интеллекта для принятия юридически значимых решений. Например, в судебном сообществе весьма настороженно относятся к идее применения искусственного интеллекта при вынесении судебных решений вследствие возможности получения шаблонного подхода.

Для решения этих проблем в сфере цифровизации юридических услуг можно предложить следующие подходы:

  1. Разработка программ поддержки цифровизации различных областей оказания услуг, включая сферу юридической деятельности, через финансирование малого бизнеса, что позволит ускорить процесс и повысить его эффективность.
  2. Создание стандартов безопасности и законодательных актов, регулирующих работу с цифровыми данными.
  3. Разработка цифровых платформ для предоставления юридических услуг в режиме «онлайн». Данное предложение основывается на необходимости привлечения к юридической деятельности студентов юридических учебных заведений и молодых юристов, не имеющих достаточного опыта. Цифровая платформа позволяет уйти от субъективных оценок в деятельности того или иного работника, а система оценок результативности поможет успешному продвижению в своей профессии.

Таким образом, цифровизация юридических услуг может значительно улучшить их качество и доступность при условии наличия продуманной стратегии и поддержки со стороны государства и профессионального сообщества.

В условиях стремительного развития информационных и телекоммуникационных технологий в организации и оказании медицинской помощи населению появилось принципиально новое направление — телемедицина. Целью телемедицины является предоставление качественной медицинской помощи любому человеку независимо от его местонахождения. В докладе Всемирной организации здравоохранения отмечается, что на момент подготовки доклада в мире насчитывалось 104 определения телемедицины, что указывает на непрерывное развитие данного направления в медицине. Поэтому юридическая регламентация телемедицинских услуг в разных странах варьируется в зависимости от их технологического и экономического развития.

Первым в нашей стране комплексным актом в этой области стала программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой в законодательство об охране здоровья граждан было внесено определение телемедицинских технологий. Это закрепило право на использование телемедицинских технологий в России. Телемедицинские технологии обеспечивают удаленное взаимодействие медицинских работников и пациентов (законных представителей), включая идентификацию и аутентификацию, а также документирование действий во время консультаций и удаленного медицинского наблюдения.

Основным документом, регулирующим развитие правового регулирования цифровых технологий в медицине, является «Стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения», утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. № 959-р. Целью данного направления является унификация процессов в здравоохранении и приведение их к единым стандартам, включая использование технологий искусственного интеллекта.

Несмотря на принятие нормативно-правовых актов по развитию телемедицины, практическое воплощение оказания телемедицинских услуг желает оставаться лучшим. Основная причина этого - внутриведомственная нескоординированная работа. В этих условиях предполагалось внедрение экспериментального правового режима, чтобы «временно заблокировать» те законодательные нормы, которые не позволяют протестировать инновации в условиях реальных правоотношений в области оказания медицинских услуг. В настоящее время существуют четыре программы внедрения экспериментального правового режима в области телемедицины. Однако развитие данных программ встретило противодействие со стороны медицинских чиновников.

Помимо внутриведомственных проблем, существуют и субъективные причины: это отсутствие достаточного доверия у населения к удаленным консультациям, отсутствие у врачей возможности ставить диагноз во время телемедицинских консультаций, в государственном секторе медицины существует дефицит финансирования - разработка тарифов на оплату помощи с использованием телемедицины и прочие проблемы. Тем не менее следует отметить, что услуги телемедицины имеют большие перспективы к развитию.

При влиянии цифровых технологий на правовое регулирование развития страховых услуг, в том числе имущественного страхования, важно учитывать, что входит в сферу регулирования этого правового института. Аналитический материал о развитии страховых услуг в Российской Федерации, представленный А.В. Алексеевым, демонстрирует положительную динамику роста рынка страховых услуг с учетом потребностей субъектов страховых отношений. На наш взгляд, эти положительные изменения не являются случайными. Важно отметить, что в 2022 г. имущественное страхование претерпело значительные изменения в связи с внедрением автоматизированной информационной системы - АИС «Страхование». На первом этапе эта система объединила в единую информационную сеть четыре вида страхования, связанных с предоставлением услуг физическим лицам. В будущем планируется расширение внедрения информационной системы в различные сферы имущественного страхования.

Существенное влияние на расширение рынка страховых услуг оказывает переход к предоставлению услуг в сфере имущественного страхования через онлайн-сервисы без необходимости личного присутствия страхователя в офисе страховой компании. К концу 2022 г. около 50% клиентов предпочитают приобретать страховые полисы с помощью цифровых технологий (сайтов, онлайн-сервисов, приложений).

Цифровизация страховой отрасли не ограничивается лишь оформлением и предоставлением цифровых полисов, а также возможностью предоставления индивидуальных рекомендаций. На основе искусственного интеллекта создаются чат-боты для решения оперативных вопросов, связанных со страховыми случаями, выплатами страховых возмещений, пролонгацией договоров и многими другими задачами. Эти технологии позволяют предоставлять правовое консультирование и получать информацию через электронные документы без необходимости обращения в страховую компанию.

Следует отметить, что цифровая трансформация имущественного страхования цифровых прав имеет свои особенности, связанные с цифровым пространством. К таким особенностям можно отнести наличие специального субъектного состава (не все субъекты могут стать сторонами договора имущественного страхования, а только те лица, которые непосредственно связаны с цифровым пространством) и отсутствие третьих лиц в страховых правоотношениях, а также применение специальных правовых режимов.

Таким образом, развитие информационных технологий и, как следствие, цифровой экономики влияет на все сферы жизни общества, включая гражданский оборот и появление новых видов объектов гражданских прав. В правовом контексте необходимо провести системный анализ с учетом полученных данных об использовании цифровых технологий в практической деятельности и принять нормативный акт системного характера.

Трансформация услуг в условиях цифровизации приводит к изменениям в правоприменительной практике и требует адаптации законодательства и судебной практики. Что в свою очередь ставит перед законодателем новые задачи, в том числе задачи, связанные с правовой защитой участников цифровых отношений.

Автор: Любовь Ситдикова,
профессор Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Московского университета имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал